25.06.2012
17 мая, среда
КЛАССИКИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВЕКА
Эдита ФИЛ (Edyta Fil) (Польша) – флейта соло
Иван СОКОЛОВ (Россия-Германия) – фортепьяно
Все сонаты Галины Уствольской
18 мая, четверг
АКАДЕМИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Райнер Ван ХАУДТ (Reinier van HOUDT) (Нидерланды) – фортепьяно
Все не-сонаты Элвина Куррана (Alvin Curran, США)
Дмитрий А. ПРИГОВ, Ираида ЮСУПОВА, Александр ДОЛГИН (Россия)
Медиа-опера *Египет*
Уже два раза выступавший в России (в т.ч. на “Альтернативе” в 1997 году) пианист, пропагандирующий редко исполняемую музыку, в том числе авторов, стоящих вне академического мейнстрима. В этом году программа будет состоять из сочинений американского композитора Элвина Куррана (ученика Эллиота Картера), одного из основателей композиторского ансамбля американцев, живших тогда в Риме, “Musica Elettronica Viva”. Этот коллектив первым вынес электронную музыку из университетских студий в концертные залы. Создатель так называемой эмбиентной музыки (“Песни пути в магнитных садах”, 1975), hoerspiel (радио-арт-пьесы) “Хрустальные псалмы” (1988), отмеченных престижным фестивалем “Ars Acustica”, и ряда фортепьянных сочинений, эстетически близких минимализму.
Подробнее:
Райнер Ван ХАУДТ изучал игру на фортепьяно в Королевской консерватории в Гааге и в Академии Листа в Будапеште. Затем он сосредоточился на современной музыке. Его интерпретации музыки начала 20 века принесли ему особую известность в Европе и США, где он выступал с сольными концертами. Он устраивал целые фестивали таких композиторов, как Giacinto Scelsi, Alvin Lucier, Alvin Curran, Chiel Meyering. Выступал с сольными концертами во всех ведущих залах Голландии, а также во многих странах, включая Москву (“Альтернатива”-97), и появлялся на многочисленных фестивалях, таких как “Варшавская осень”, Rumori, November Music и the Gaudeamus Week.
Райнер ван Хаудт всегда руководствуется своими собственными интересами: будь то изучение архивов, сотрудничество с композиторами, создание концертных программ или фундаментальное, но не ортодоксальное исследование классических композиторов и исполнителей.
В настоящее время Райнер ван Хаудт является участником ансамблей “Ives Ensemble” и “Maarten Altena Ensemble” (MAE).
19 мая, пятница
НОВЫЙ ГОЛЛАНДСКИЙ СВИНГ
Хан БЕННИНК (Han Bennink) (Нидерланды) – ударные инструменты
…и свободная импровизация
Один из самых активных музыкантов европейского нового джаза. Барабанщик первых коллективов “свободного джаза”, в т.ч. “Instant Composers Pool”. И вместе с пианистом Мишей Менгельбергом – пионер постмодернистского “нового голландского свинга”.
Подробнее:
Барабанщик и мультиинструменталист Хан Беннинк родился в пригороде Амстердама в 1942 году. Играет все – от диксиленда до фри-джаза. В детстве научился барабанить на стульях и до сих пор не оставляет это занятие. В Голландии в 1960-х Беннинк быстро получил признание как необыкновенно универсальный барабанщик. Он аккомпанировал американским джазовым звездам, таким как Сонни Роллинз (Sonny Rollins), Бен Вебстер (Ben Webster), Вес Монтгомери (Wes Montgomery), Джонни Гриффин (Johnny Griffin), Эрик Долфи (Eric Dolphy) и Декстер Гордон (Dexter Gordon).
В то же самое время Хан Беннинк принимал участие в создании европейской импровизационной музыки, которая как раз тогда начала развиваться и отделяться от своих джазовых корней. Вместе с пианистом Мишей Менгельбергом и саксофонистом Виллемом Брейкером был со-основателем объединения свободной джазовой импровизации “Instant Composers Pool” (ICP), до сих пор определяющей развитие европейской импровизационной музыки от авангарда к постмодернизму. Параллельно участвовал также в легендарных проектах Петера Бретцмана периода “Machine Gun”.
Концерт пройдет в рамках ДНЕЙ КУЛЬТУРЫ НИДЕРЛАНДОВ (DAYS OF DUTCH CULTURE)
20 мая, суббота
ЕЩЕ ОДИН КОНЕЦ ВРЕМЕНИ
группа “SPOOKY ACTIONS” (США)
Оливье Мессиан “Quatuor pour la fin du temps”
Во время Альтернативы звучит (в записи) электронная музыка Элвина Куррана, композиторской группы “Musica Elettronica Viva”, Михаила Криштала и др.
Состав:
Брюс Арнольд (Bruce Arnold) – электрогитара
Джон Гантер (John Gunther) – сопрано-саксофон
Тони Морено (Tony Moreno) – барабаны
Дэвид Филипс (David Phillips) – upright bass
Аарон Джексон (Aaron Jackson) – фортепьяно
Второй визит в Россию действительно уникального американского джазового ансамбля, в основе – дуэт электрогитариста Брюса Арнольда и саксофониста Джона Гантера. В прошлом году ансамбль поразил наше воображение, показав джазовые интерпретации струнных квартетов Антона Веберна. В этом году привозит “Квартет на конец времени Оливье Мессиана”.
Подробнее:
Название “Spooky Actions” (“Призрачные действия”) – это из мало известной у нас фразы Эйнтштейна, который таким образом охарактеризовал поведение элементарных частиц, сравнивая их с макромиром.
Это проект гитариста и одновременно профессора Принстонского университета Брюса Арнольда – эзотерического экспериментатора, берущегося за совершенно, казалось бы, не подвластный новоджазовой импровизации материал: от григорианских песнопений Хильдегарды фон Бинген и индейских обрядовых песнопений до блюзов в додекафонной системе (с известным у нас французским гармошечником Кер-Урио) и даже сериализма Антона Веберна. Несмотря на это и на нетрадиционный импровизационный стиль, даже весьма консервативный джазовый журнал “Down Beat” дал двум его альбомам высшую оценку.
17-20 мая, ДОМ, 19.30.