Новости музыки и обзоры фильмов
   ЕЖЕДНЕВНО:
   Новости
   Свободная музыка
   Рецензии
   Аналитика
   Рецензии
   Скандалы
   Интервью
   События
   Анонсы
   Энциклопедия
   Всячина
   КИНО:
   Новинки кино
   Классика кино
   Энциклопедия
   События
   ПОПСА:
   Слухи
   Кумиры
   Рецензии
   ГАЛЕРЕИ:
   Общая галерея
   Концертная галерея
   Разное и странное
   Киноактеры
   Кинокадры
   Поп-исполнители
   ТЕХНИЧЕСКОЕ:
   RSS-лента
   ИНТЕРЕСНОЕ:  

  
Яндекс цитирования



Яндекс.Метрика

Почти четверть выручки станций обеспечивают государственные дотации

28.09.2012

Реклама приносит российским радиостанциям лишь 71% доходов, или 10,3 млрд руб. в 2010 году, сообщила Роспечать в своем докладе.

Доля государственных субсидий и дотаций от владельцев достигает 23%. В европейских странах рекламная составляющая, как правило, превышает 85%.

Отраслевой доклад “Радиовещание в России”, подготовленный Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и некоммерческим партнерством “Медиа Комитет”, вчера был опубликован на сайте агентства. В докладе впервые анализируются источники доходов российских радиостанций: в 2010 году реклама обеспечила лишь 71% их общей выручки, Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) оценивала эти поступления в 10,3 млрд руб. без НДС. Еще 6% приходится на информационное обслуживание организаций, продажу авторских прав, доходы от сотовых операторов (SMS-запросы и голосования), а также на услуги по аудиозаписи и монтажу. И целых 23% доходов радио приносят субсидии — как в виде прямой государственной поддержки из бюджета, которую получают Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК; “Радио России”, “Маяк”, “Культура”, “Вести FM”), станции “Голос России”, “Орфей” и “Звезда”, и пожертвований (радио “Радонеж”), так и в форме дотаций внутри коммерческих медиахолдингов, выделяемых на поддержание убыточных станций (“Детское радио” в составе “Газпром-медиа”).

В странах Западной Европы нормой считается, когда рекламная составляющая достигает около 85% в доходах медиакомпаний, отмечает один из авторов доклада, член Европейского вещательного союза Александр Шариков. Высокая доля субсидирования характерна для большинства российских медиа, за исключением интернета, считает он. Например, по данным отчета “Российское телевидение: индустрия и бизнес”, выпущенного аналитическим центром “Видео Интернешнл”, в 2009 году реклама принесла телеканалам лишь 65,2% выручки (113,7 млрд руб.), еще 13,3% пришлось на доходы от платной подписки, а госсубсидии составили 21,5%.

Авторы доклада ориентировались на оценки “Медиа Плюс”, сейлз-хауса “Европейской медиа группы” (ЕМГ), и TNS Media Intelligence. Рассматривались только так называемые бюджеты “Москва плюс сеть”: учитывается реклама, транслируемая на все города сети, а также размещенная только в московских локальных блоках и на московских локальных станциях. По данным АКАР, объем этого сегмента рынка достиг в прошлом году 5,15 млрд руб. без учета НДС, увеличившись примерно на 2% по сравнению с 2009 годом.

Как следует из данных доклада, 62,8% рынка московской и сетевой рекламы (годом ранее — 61,9%) пришлось в прошлом году на три крупнейших радиохолдинга: ЕМГ (“Европа Плюс”, “Ретро FM”, “Радио 7″, “Кекс FM”, “Свежее радио”), вещательную корпорацию “ПрофМедиа” (ВКПМ; “Авторадио”, “Юмор FM”, “Радио Energy”, “Радио Romantika”) и “Русскую медиагруппу” (РМГ; “Русское Радио”, “Русская служба новостей”, “Хит FM”, “Радио Maximum”, DFM и “Радио Monte Carlo”). При этом ЕМГ немного увеличила свою долю — с 30,9 до 32,4%, то есть выручила около 1,67 млрд руб. Общая выручка холдинга по итогам года достигла примерно 2 млрд руб., заявлял ранее его президент Жорж Полински. ВКПМ и РМГ с января 2010 года продавали рекламу через объединенную компанию “Радио Альянс”, но к июлю союз распался: ВКПМ начала реализовывать рекламу самостоятельно, а РМГ заключила новый контракт с “Видео Интернешнл”. В итоге, как следует из доклада, доля ВКПМ сократилась с 19,2 до 18,2%, а доходы РМГ увеличились с 11,8 до 12,2%.

Выросла доля станций News Media Radio Group (“Наше радио”, Best FM, “Ультра”) и холдинга “Моя семья” (“Моя семья”, Rock FM), выкупленных в прошлом году сенатором Виталием Богдановым,— с 2,7 до 3%. А вот доля ВГТРК сократилась с 4,6 сразу до 2,8%. Дело в том, что в 2009 году у ВГТРК было на одну FM-станцию больше: молодежная ЮFM вещала на 94,0 FM по договоренности с владельцем частоты Александром Лебедевым.

Прирост цен на радиорекламу произошел лишь к концу года, тогда как в начале борьба за рекламные бюджеты сопровождалась большими скидками, говорится в докладе. Авторы приводят в пример проект предложения “Радио Альянса”, представленный в январе 2010 года, согласно которому скидки за эксклюзивность размещения на станциях партнеров могли достигать 65-70% (см. “Ъ” от 22 января 2010 года). “Радио Альянс” отозвал предложение после того, как глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев не исключил специальной проверки рынка. По итогам года тарифы на рекламу все-таки выросли в среднем на 15-20%. Средняя стоимость 30-секундного ролика в будни с 6:00 до 0:00 достигла 44,58 тыс. руб. при федеральном размещении и 28,85 тыс. руб. по Москве. Средняя стоимость 1 тыс. контактов с аудиторией составляла 92 руб. для федеральных кампаний и 590 руб. в Москве. При этом самой дорогой станцией в Москве стала “Европа Плюс” (704 руб. за 1 тыс. контактов), а в федеральном размещении — “Авторадио” (145 руб. за 1 тыс. контактов).

Крупнейшим сегментом рекламодателей для радио остались медицинские компании — правда, их доля в общих расходах уменьшилась с 24 до 19% из-за того, что лидер сегмента “Росмед” сократил свой бюджет сразу на 70%. Зато с 12 до 17% выросла доля ритейлеров, причем крупнейшим рекламодателем стала сеть электроники и бытовой техники Media Markt, годовой бюджет которой оценивается в 514,6 млн руб. “Радио позволяет достичь большого охвата целевой аудитории в короткие сроки. А основу нашей коммуникации составляют предложения по определенной цене на ограниченный период времени”,— пояснила PR-менеджер Media Markt-Saturn Russia Анна Трофимова.

Kommersant.ru

Некоторые тезисы доклада:

  • На текущий момент, по данным ФЦП, ситуация с внутрироссийским государственным радиовещанием характеризуется суммарным сокращением охвата вещанием более чем на 25 млн. человек и низким, не более 70 процентов городского населения страны, показателем охвата качественным стереофоническим УКВ-ЧМ-вещанием. В результате снижения времени работы и принимаемой к загрузке мощности передатчиков государственное радиовещание сегодня не может в полном объеме выполнять функцию оповещения в чрезвычайных ситуациях, что является одной из основных обязанностей таких радиостанций, как “Радио России” и “Маяк”.
  • Имеющийся в настоящее время парк радиопередатчиков ДВ-, СВ- и КВ-диапазонов на сети мощного радиовещания, состоящий из оборудования разработки производства 50 – 60-х годов прошлого века, имеющего в большинстве своем степень физического износа от 80 до 100 процентов, непригоден для обеспечения вещания с современными требованиями. Действующее передающее оборудование непригодно также для осуществления его реконструкции.
  • В настоящее время на территорию России вещают более 50 зарубежных радиокомпаний с общим объемом русскоязычного вещания более 170 часов в сутки.
  • В 2010 году Роскомнадзором зарегистрировано или перерегистрировано 9 816 средств массовой информации, что почти на полторы тысячи больше, чем годом ранее.
    Из них: 6 399 – печатные, 3 230 – электронные (том числе Интернет-СМИ), 187 – информационные агентства.
    Эти показатели выше соответствующих данных за 2009 год, когда было зарегистрировано и перерегистрировано 8 443 СМИ, в том числе печатных 6 156, электронных – 2 158, информационных агентств – 129.

  • Новых СМИ зарегистрировано в 2010 году 6 902, том числе 4 410 печатных, 2 337 электронных, 155 информагентств.
    По решению учредителей или через суды прекращена деятельность примерно 5 тыс. СМИ, которые не выходили в свет более года.

  • По состоянию на 31 декабря 2010 года общее количество зарегистрированных в РФ средств массовой информации составляло 90 527, из них печатных – 67 729, электронных – 21 234, информационных агентств – 1 564.
  • В 2010 г. в установленные законодательством сроки выдано 719 лицензий на осуществлении деятельности в области телевизионного вещания и радиовещания, переоформлено – 1 437; пролонгировано – 613.
    По состоянию на 31 декабря 2010 года в Реестре лицензий в области телерадиовещания зарегистрировано 5 654 действующих лицензий, в том числе на деятельность в области: телевизионного вещания – 3 061; радиовещания – 2 590; спутникового вещания – 3.

  • По данным Роскомнадзора по состоянию на 31.03.2011 г. из 3359 лицензий на осуществление деятельности в области радиовещания наибольшое количество (742 лицензии) действует на территории Центрального федерального округа, что составляет 22 % от общего количества действующих лицензий. Немного меньшее количество лицензий оформлено на регионы Приволжского ФО – 697 (20%), примерно одинаковые показатели по количеству лицензий (в пределах 12-14%) имеют Северо-Западный (353 лицензии), Сибирский (477 лицензии) и Уральский (418) федеральные округа. Наименьшее количество лицензий на осуществление деятельности в области радиовещания имеют Южный – 289 (9%), Дальневосточный – 212 лицензии (6%) и Северо-Кавказский -171 (5%) федеральные округа.
    При анализе данных Роскомнадзора по регионам оказалось, что наибольшое количество лицензий зарегистрировано в Тюменской области, ХМАО-Югра и Ямало-Ненецком АО – (156 лицензий), в Свердловской области (136 лицензий), в Краснодарском крае и Республики
    Адыгея (132 лицензии).

  • В диапазоне УКВ ЧМ / FM вещают 62,5% от общего количества выданных и действующих лицензий. В диапазоне УКВ вещают
    32,1% обладателей действующих лицензий. На средних волнах вещают 4,2%,
    на длинных волнах – 0,9%, на коротких волнах – 0,3% радиостанций от общего количества
    выданных и действующих лицензий.

  • 73% или 85 млн.324 тысяч россиян ответили, что у них имеется в наличии хотя бы один радиоприемник. 27 % опрошенных указали, что у них нет никаких радиоприемных устройств.
  • Общая картина организационно-правовых форм радиостанций в целом по России характеризуется преобладанием негосударственных (частных) коммерческих – 85,5% составляют радиостанции разного юридического статуса: Общества с ограниченной ответственностью, ЗАО (Закрытое Акционерное Общество), ОАО (Открытое Акционерное Общество). 12,6% – государственные и муниципальные организации, 1,9% – негосударственные некоммерческие радиостанции.
  • Согласно итоговой оценке рекламного рынка за 2010 год, сделанной Ассоциацией Коммуникационных Агентств России (АКАР) в феврале 2011, радио индустрия достигла роста в 11% к 2009 году – от 10,6 до 11,8.
  • К концу года ведущие холдинги повысили тарифы в среднем на 15%-20%. В результате средняя стоимость 30 сек. ролика в будни с 06:00 до 00:00 по России составляет 44 580 руб. и 28 850 руб. по Москве (на основе прайс-листов топ 10 московских и федеральных радиостанций). Что касается стоимости за 1000 контактов с аудиторией, то в Москве в среднем она составляет 590 руб., а для федеральных кампаний – около 92 руб. (по данным TNS за Октябрь-Декабрь 2010 Москва/Россия).
  • В топ 20 рекламодателей преобладают компании из категории «ритейл», «медицина», а также крупные представители автоиндустрии и финансовой сферы.
  • Российский радиорынок очень насыщенный. Станций много, что не обеспечивается размером и уровнем развития рекламного рынка. Много станций – мало денег. Это провоцирует часто вынужденное следование шаблонам успешности, что позволяет сохранить необходимый уровень рентабельности в ущерб креативности и оригинальности. Одна успешная модель клонируется зачастую без развития, просто повторяя структуру клока, тип рубрик, музыкальное наполнение.
  • Рекламные бюджеты неизбежно двигаются из Москвы в регионы. Вслед за рекламными бюджетами следуют и сетевые радиостанции, вытесняя локальный радиобизнес, заменяя станции собственного программирования сетевым унифицированным, часто нелокализованным программным продуктом. Это не дает желаемого разнообразия в сфере контента.
  • Для России характерен высокий уровень концентрации радиобизнеса. Создание холдингов – это естественная стратегия выживания на переполненных рынках. Программные стратегии холдингов практически одинаковы: закрыть собственным продуктом как можно больше разработанных аудиторных ниш, чтобы эффективно делить «рекламный пирог» с конкурентами. Это также формирует относительную однородность рынка с точки зрения контента и отсутствие необходимого разнообразия предложения. Наиболее отчетливо это видно на примере рынка СНR-форматов.
  • Радио рынок инертен. На рынке действует «правило первого». Новые тенденции приживаются с трудом. Для внедрения тренда требуется время. Иногда несколько лет. Первопроходцы часто и долго остаются в проработанной ими нише в одиночестве, пока рынок не убедится в эффективности их стратегии.
  • Радио постепенно выходит из категории высокопотребляемых СМИ у молодой аудитории. Если еще 10 лет назад первым медиа, которое достигало 12-24 летних людей с утра, было именно радио, то в 2010 году молодежь в крупных городах удовлетворяет свои потребности в музыке, информации и коммуникации уже через интернет. Взрослая аудитория также мигрирует в рамках своей ниши, удовлетворяя потребности на разных радиостанциях.
  • Сегодня на рынке присутствуют три основных типа форматов: Music, News и Talk, а также их многочисленные разновидности (Music&Talk, News&Talk, All Music, All news, All sport и пр). Наиболее развит сегмент музыкального радио. Самые популярные музыкальные форматы – AC (adult contemporary-современное радио для взрослых) и CHR (contemporary hit radio – современное радио хитов). Точнее всего оказалась заполнена ниша СHR-форматов: «Европа Плюс», «Love Radio», «NRJ», «Хит FM», «DFM», «Next», «Первое Популярное радио», «Свежее радио» и пр. Можно даже сказать, что «Русское Радио» – это русскоязычный CHR-поп. Ниша рок/поп-рок-форматов представлена радиостанциями «Наше радио» (русскоязычный рок), «MAXIMUM» (смесь русскоязычного и западного рока), «ROCK FM» (западный рок). И хотя эти форматы считаются не очень привлекательным для российского рекламодателя, они имеют свою стабильную аудиторию и доход. Форматный шаблон АС (современное радио для взрослых с большим процентом или 100% русскоязычного музыкального материала) используют: «Милицейская волна», «Дорожное радио», «Авторадио», «Радио Дача», «Добрые песни», «Радио Алла». Даже формат «Радио Шансон» можно классифицировать как отечественный АС (а не Country (кантри). В нашей стране в категорию популярной музыки для взрослых попадает блатной и ресторанный репертуар. И «Шансон», хоть и изрядно русифицирован, ложится в группу форматов «АС» западной классификации. Ниша зарубежного АС представлена радиостанциями «Радио 7», «Радио Карнавал», «Радио Monte Carlo», «Best FM». Нишу «Oldies»/ «Nostalgia» (ретро музыки) занимает радио «Ретро FM». Оригинальный российский формат представляет радиостанция «Юмор FM» (сочетание музыки и юмористических скетчей). Есть на рынке и Music&Talk радиостанции: «Серебряный дождь», «Маяк», ««Радио Комсомольская правда»», «Финам FM». Классификация этих радиостанций по такому типу основана на соотношении музыки и текстовых материалов в эфире. С натяжкой сюда можно отнести и «Юмор FM». Разработана на радийном рынке и ниша форматов «Easy listening»(Легкая музыка) – «Радио Jazz», «Современная инструментальная музыка», «Relax.FM», «Classic». Это не чистые форматы, а скорее стилизации под радио Jazz, классику, но ниша заполнена и имеет свою стабильную аудиторию. В условиях кризиса спонтанно стала разрабатываться ниша формата «Variaty» (переводится как «разнообразие»). Это особенно характерно для региональных станций. Большинство таких станций даже не позиционируют себя в нише этого формата, так как в России он не очень известен. В России практически сформировалась ниша информационно-разговорного радио: «Эхо Москвы», «Сити FM», «Коммерсант FM», «Business FM», «Вести FM», «РСН». При этом сегмент чисто разговорных неполитизированных станций свободен.
    Особняком стоят станции-каналы иновещания – ВВС, «Свобода», «Deutche Welle» и др. Нишу вещания для детей занимает радиостанция «Детское радио». Спортивное радио представлено радиостанциями «Спорт» и «Зенит» (Санкт-Петербург). Просветительское радио представлено станциями «Культура» и «Орфей».

  • В условиях нехватки качественного и популярного контента многие станции начинают обращаться к отечественной музыке 1990-х, 1980-х, даже 1970-х гг. Причем делают это не только станции формата АС, ориентированные на взрослую аудиторию, но и станции формата CHR, как например, радио DFM, которое в кризисные времена «вбросило» в эфир танцевальную музыку 1990-х. При этом молодой аудиторией эта музыка воспринимается не как ретро компонент, а просто как танцевальная музыка.
  • Рынок рок-радио («MAXIMUM», «Наше радио», «Rock FM») переживает не лучшие времена. Прежней популярности уже нет. В регионах роковые форматы не очень идут. Они считаются депрессивными и не очень хорошо продаются региональному рекламодателю. Рок-станции на московском рынке делает практически одна команда, которую перекупают за последние 10 лет уже в третий раз почти в полном составе. И они, переходя на новую частоту, делают там то же самое, что делали на старой, но под новым брендом.
  • Рынок радио для взрослых переживает очередной бум русскоязычной музыки и
    возвращение в эфир отечественной музыки 1990-х годов, 1980-х, 1970-х, и даже 1960-х гг.
    (ВИА) (радио «Ретро» – «ВИА Хит парад 60-70-х годов»).
    Во многом это связано с нехваткой качественного музыкального материала. Население России стремительно стареет. Для любой страны, особенно для зрелой ее аудитории, музыка на родном языке предпочтительней иностранной. Музыка 1970-1980-х – это период юности для 45 летних. К тому же эта музыка позитивна, спета хорошими голосами, рождает правильный, чистый ностальгический фон по молодости, по иллюзиям, по другому времени, по относительной чистоте эмоций, что в условиях кризисного мироощущения становится более востребованным. В этом сегменте сегодня работают практически все станции формата АС с высоким процентом отечественной музыки: «Радио Дача», «Милицейская волна», «Добрые песни», «Ретро», «Авторадио».

  • Региональные рынки во многом повторяют структуру московского рынка. В крупных городах (от 1 млн.жителей) представлены основные московские форматы: «Русское радио», «Европа Плюс», «Авторадио», «Шансон» и пр. Борьба ведется в основных аудиторных сегментах: молодежь 15-35 лет и взрослые люди 35-55 лет. Расстановка сил также во многом повторяет московский рынок. Региональные холдинги стремятся закрыть московскими сетевыми форматами все аудиторные ниши. Информационное сетевое радио, несмотря на развитость сетей, не считается прибыльным. Причина – неумение продавать информационный продукт и специфика потребления информации в России. Нишевое радио не очень развито в регионах. Причина – в специфике местного рекламодателя и продажах эфирного времени радиостанций «по строчке в рейтинге», а не по характеристикам аудитории. Практически нет музыкальных радиостанций форматов Relax, Classic, Jazz. Эти форматы не являются сетевыми, в прочем на них и нет большого спроса в регионах. Уровень дохода от таких форматов плохо просчитывается в провинциальных городах. Экзотический программный продукт тоже не приветствуется. Во многих случаях штат региональных радиостанций состоит из службы информации, рекламного отдела, технического персонала, руководства и 1-2-х приходящих ведущих для ведения программ по заявкам.
  • По данным опроса ВЦИОМ, проведѐнного в мае 2010 года на стандартной выборке 1600 чел. (репрезентировано всѐ население России – городское и сельское – в возрасте от 18 лет и старше), радио вообще слушают около 60% россиян. Слушателями радио чаще оказываются жители крупных городов (68% против 55-56% среди жителей малых городов и сел), мужчины (65% против 56% среди женщин), респонденты моложе 45 лет (65-66% против 50% среди пожилых), высокообразованные респонденты (67% против 41% среди малообразованных). Чаще всего россияне слушают радио дома (65%). Реже – в личном транспорте (27%), на работе и учебе (22%). Значительно меньше тех, кто предпочитает слушать радио в общественном транспорте (11%), на даче (6%), на улице (4%), в гостях (3%), в кафе, клубах (2%).
  • В среднем каждую четверть часа в Москве слушали радио 15,6% человек в возрасте от 12 лет и старше, в городах зоны репрезентации – 13,7%. Хотя бы раз в сутки в Москве радио слушали 69,6%, в городах зоны репрезентации – 64,4%, хотя бы раз в неделю в Москве – 90,0%, в зоне репрезентации – 89,6%. При этом в среднем в сутки те, кто обращался к радио, слушали его в Москве 5 час. 22 мин, в городах зоны измерения – 5 час. 05 мин. За неделю среднее время слушания составило в Москве 29 час. 02 мин., в городах зоны измерения – 25 час. 41 мин. Таким образом, все средние московские показатели выше, чем в городах 100.000+.
  • По данным ТНС, в 2010 году в Москве наблюдается снижение показателей общей аудитории радио по сравнению с 2009 годом. Так, величина средней четвертичасовой аудитории (AQH) снизилась на 0,8% (с 16,4% до 15,6%), среднесуточный охват аудитории – на 1% (с 70,6% до 69,6%), средненедельный охват аудитории – на 0,2% (с 90,2% до 90,0%). Также уменьшилось в Москве и среднее время радиослушания: среднесуточное время прослушивания понизилось на 14 мин. (с 5 час. 36 мин. до 5 час. 22 мин.), средненедельное – на 1 час. 33 мин. (с 30 час. 36 мин. до 29 час. 03 мин.).
  • В городах всей зоны репрезентации наблюдается несколько иная картина. В отличие от Москвы, там наблюдается рост среднесуточного охвата общей аудитории на 0,2% (с 64,2% до 64,4%), а средненедельного охвата общей аудитории – на 0,1% (с 89,4% до 89,5%). В то же время, как и в Москве, там снизилось среднее время радиослушания: среднесуточное время уменьшилось на 4 мин. (с 5 час. 09 мин. до 5 час. 05 мин.), средненедельное время – на 17 мин. (с 25 час. 55 мин. до 25 час. 38 мин.).
    Повышение охватов общей радиоаудитории в России (суточного, недельного и др.) связано с ростом числа автомобилей у населения.

  • По данным ТНС, в 2010 году радио чаще слушали дома. В Москве средняя четвертичасовая аудитория домашнего прослушивания составила 7,3%, в городах зоны измерения – 5,9%. Суточный охват домашнего слушания в среднем за год в Москве равнялся 39,7%, в городах зоны измерения – 33,9% (годовая база данных за 2010 г.). Среднесуточное время прослушивания среди тех, кто слушал радио дома, составило в Москве 4 час. 26 мин, по всей зоне измерения – 4 час. 10 мин.
  • Сравнение показателей радиослушания дома и в автомобиле в 2009 и 2010 году обнаруживает следующую тенденцию. И в Москве, и в городах 100.000+ наблюдается рост числа людей, слушающих радио в автомобиле. Так, среднесуточный охват автомобильной аудитории в Москве за год увеличился на 0,7% (с 26,4% до 27,1%), по всей зоне измерения – на 1,7% (с 23,3% до 25,0%). При этом уменьшился среднесуточный охват домашней аудитории: в Москве – на 2,6% (с 42,3% до 39,7%), по всей зоне измерения – на 2,0% (с 35,9% до 33,9%).
  • По данным ТНС, в течение суток общая аудитория радио в 2010 году распределялась неравномерно, обнаруживая пик в утренние часы, который по будням приходился на интервал с 10:00 до 13:00, а по выходным – с 12:00 до 14:00 (см. таб.10). В целом по будням объѐм общей радиоаудитории был выше. В Москве в среднем за 2010 год максимум общей радиоаудитории по будням составил 27,2%, что наблюдалось в часовом интервале 10:00-11:00, а по выходным – 24,8%, что зафиксировано в часовом интервале 12:00-13:00. В городах 100.000+ наблюдалась сходная тенденция: по будням наибольшая величина общей радиоаудитории равнялась 23,9% (в интервале 10:00-11:00), а по выходным – 21,4% (в интервале 12:00-13:00).
  • В структуре общей аудитории радио в Москве в 2010 году наблюдается небольшое преобладание мужчин (50,3% мужчин против 49,7% женщин). По возрастному основанию более многочисленной является аудитория зрелого возраста (от 35 до 54 лет включительно – 37,7%) и молодѐжная аудитория (от 18 до 34 лет включительно – 30,5%). Лица в возрасте от 55 лет и старше составляли 28,2% аудитории, в возрасте от 12 до 17 лет включительно – 3,7%. По уровню образования преобладают лица со средним образованием и ниже. Лиц с высшим образованием в структуре общей московской аудитории радио в 2010 году насчитывалось 34,6%. По уровню занятости в структуре общей аудитории радио в Москве в 2010 году наблюдалось следующее распределение: 66,1% от общей аудитории составили работающие, 33,4% – неработающие. Остальные не ответили на этот вопрос.
  • В структуре общей аудитории радио по всей зоне измерения наблюдается небольшое преобладание женщин (мужчины – 48,8%, женщины – 51,2%). Возрастное распределение в городах 100.000+ также немного отличается от московского: лица в возрасте 12-17 лет составляют 4,7% общей радиоаудитории, в возрасте 18-34 лет – 34,4%, в возрасте 35-54 лет – 36,2%, в возрасте 55 лет и старше – 24,7%. Слушателей с высшим образованием в структуре общей радиоаудитории в зоне измерения в 2010 году насчитывалось 26,4%, работающих – 67,9%.
  • Среди пятидесяти радиостанций, представленных компанией ТНС в Москве в годовой базе данных за 2010 год, лидером по показателям «средняя четвертичасовая аудитория» (AQH), «доля аудитории» (AQH Share), «среднесуточное время прослушивания» (TSL Daily) и «средненедельное время прослушивания» (TSL Weekly) в 2010 году было «Радио России». В среднем за сутки станцию слушали 3 час. 56 мин. при доле аудитории, равной 7,6% (в интервале с 5:00 до 5:00). В число лидеров по доле аудитории попали также станции «Радио Шансон» (6,4%), «Эхо Москвы» (5,4%), «Русское Радио» (5,1%), «Маяк» (4,6%). Однако по другому набору параметров – «среднесуточный охват аудитории» (Daily Reach) и «средненедельный охват аудитории» (Weekly Reach) – наблюдается несколько иная картина. По величине Weekly Reach лидерами в 2010 году стали: «Авторадио» (13,1%), «Русское Радио» (12,9%), «Радио Шансон» (12,9%), «Ретро FM» (11,4%), «Европа Плюс» (11,2%).
  • В течение 2010 года доля аудитории по Москве заметно выросла у таких станций, как: «Авторадио» (+0,4%), «Вести FM» (+0,2%), «Добрые Песни» (+0,7%), «Милицейская Волна» (+0,2%), «Радио Дача» (+0,6%), «Радио Звезда» (+0,3%), «Радио Шансон» (+0,2%), «Радиостанция Русская Служба Новостей» (+0,5%), «Свежее Радио» (+0,3%). Заметное уменьшение доли аудитории в Москве обнаружено у следующих станций: «Говорит Москва» (-0,4%), «Европа Плюс» (-0,4%), «Кекс FM» (-0,3%), «Маяк» (-0,4%), «Наше Радио» (-1,0%), «Радио Алла» (-0,2%), «Радио России» (-1,4%), «Радио Свобода» (-0,2%), «Ретро FM» (-0,6%), «Русское Радио» (-0,5%), «Серебряный Дождь» (-0,2%), «Хит FM» (-0,3%), ЮFM (-0,3%).
  • Наиболее заметное мужское смещение (процент мужчин составляет 65% и более) имеют такие станции, как: «Би-Би-Си» (66,7%), «Business FM» (67,0%), «Мегаполис FM» (72,4%), «Наше Радио» (66,7%), «Не Очень Взрослое Радио – Пионер FM» (66,4%), «Радио Звезда» (67,9%), «Радио Rock FM» (83,7%), «Радио Спорт» (82,4%), «Финам FM» (84,7%), «Юмор FM» (65,6%). Наиболее заметное женское смещение аудитории зафиксировано у станций: «Детское Радио» (74,9%), «Love Radio» (65,3%), «Радио Алла» (73,4%), «Радио России» (70,6%).
  • Процент молодой аудитории (до 30 лет) наиболее высок у таких радиостанций, как: DFM (69,2%), «Love Radio» (65,1%), «Мегаполис FM» (77,0%), «Next FM» (67,5%), «Радио ENERGY» (68,5%), «Свежее Радио» (66,3%). Слушатели зрелого возраста (30-59 лет) наиболее ярко представлены в структуре аудитории радиостанций: «Авторадио» (74,7%), «Детское Радио» (72,0%), «Радио Карнавал» (69,9%), «Радио Rock FM» (66,0%). Пожилая аудитория (60 лет и старше) преобладает на таких станциях, как: «Говорит Москва» (77,7%), «Орфей» (67,5%), «Радио России» (71,4%), «Радио Свобода» (61,6%), «Эхо Москвы» (57,7%).
  • Высокообразованная публика наиболее заметно представлена в структуре аудитории радиостанций: «Би-Би-Си» (66,7%), «Орфей» (73,6%), «Радио Джаз» (56,1%), «Радио Культура» (58,2%), «Радио Свобода» (63,7%), «Эхо Москвы» (60,0%).
    Процент незанятых наиболее заметен в структуре аудитории радиостанций «Говорит Москва» (74,0%) и «Радио России» (71,3%) – как было показано выше, в них велика доля пожилых людей. Процент работающих наиболее значим в структуре аудитории таких московских станций, как «Кекс FM» (81,3%), «Не Очень Взрослое Радио – Пионер FM» (85,3%) и «Финам FM» (86,2%).

  • В зоне измерения ТНС (города 100.000+) лидером по среднесуточной доле аудитории в 2010 году оставалось «Радио России» (9,6%). Вторую позицию заняла «Европа Плюс» (8,7%), третью – «Русское Радио» (8,0%). Кроме них в десятку радиостанций с высокой долей аудитории в зоне измерения в 2010 году также вошли: «Радио Шансон» (7,9%), «Дорожное Радио» (7,3%), «Ретро FM» (6,4%), «Авторадио» (6,2%), «Маяк» (5,1%), «Юмор FM» (3,5%) и DFM (2,9%).
  • Более высокие показатели в городах 100.000+ по сравнению с московскими зафиксированы у «Авторадио», «Европа Плюс», «Маяк», «Радио России», «Радио Шансон», «Ретро FM», «Русское Радио», «Юмор FM», DFM, «Love Radio», «Радио 7» и «Хит FM». Наиболее велика разница у «Европы Плюс»: в Москве ее доля аудитории составила 3,6%, в зоне измерения – 8,7%. У пяти станций наблюдается обратная тенденция – в Москве их доля аудитории выше. К этой группе относятся: «Милицейская Волна», «Наше Радио», «Радио Дача», «Радио ENERGY», «Эхо Москвы». Наибольшая разница у «Эха Москвы» – если в городах 100.000+ его доля аудитории составила 2,7%, то в столице – 5,4%.
  • Десятка лидирующих станций по Weekly Reach в 2010 году выглядела следующим образом. Наибольшая величина средненедельного охвата была обнаружена у «Европы Плюс» (41,3%). На второй-третьей позициях – «Авторадио» и «Русское Радио» (по 40,2%). Кроме них в десятку станций с наибольшей величиной средненедельного охвата в городах зоны измерения вошли: «Радио Шансон» (36,0%), «Ретро FM» (32,7%), «Дорожное Радио» (28,1%), «Маяк» (23,2%), «Юмор FM» (23,0%), «Радио России» (17,5%) и «Love Radio» (16,8%).
  • Наиболее заметное мужское смещение (процент мужчин составляет 60% и более) в городах 100.000+ по итогам 2010 года имеют такие станции, как: DFM (62,3%), «Наше Радио» (63,1%), «Радио ENERGY» (60,1%), «Юмор FM» (65,1%). Наиболее заметное женское смещение аудитории зафиксировано у станций: «Радио Дача» (63,1%), «Радио России» (69,4%), «Русское Радио» (60,7%). Следует отметить, что процент мужчин и женщин в аудитории одной и той же станции в ряде случаев заметно различается в Москве и в городах 100.000+.
  • Общероссийские замеры аудитории радио (ВЦИОМ) показывают, что около 40% россиян вообще не слушают радио, причѐм в малых городах и сельской местности эта величина выше и составляет 44-45%. Данное положение вещей объясняется множеством причин, среди которых выделим следующие: отсутствие у значительной части населения работающих радиоприемников, уход от традиционных медиа к новым и др. Другая тенденция состоит в том, что россияне все реже настраивают свои приемники на длинные, средние и короткие волны, все чаще переходя на FM-диапазон. В то же время наблюдается позитивная тенденция к расширению аудитории радио среди населения страны за счет увеличения парка личных автомобилей и связанного с этим увеличения автомобильного радиослушания.
  • Особую озабоченность вызывает снижение показателей государственного радиовещания, что связано не только с тем, что новые станции отбирают у них аудиторию, но также и с тем, что, во-первых, в стране продолжается сворачивание трансляционных сетей и, во-вторых, все больше и больше радиослушателей уходят с диапазонов длинных, средних и коротких волн, покупая приемники, работающие в FM-диапазоне, в котором государственное радио вещает далеко не во всех населенных пунктах. Как следствие, в 2010 году совокупная среднесуточная доля аудитории федеральных государственных станций России составила в городах 100.000+ менее 15%. Для сравнения: в Германии в 2009 году совокупная доля общественных радиостанций (ARD) равнялась 57,5%, в Великобритании (BBC) – 54,5%, во Франции (Radio France) – 22,2%13. И хотя «Радио России» пока сохраняет лидерство по среднесуточной доле аудитории (9,6%), похоже, тенденция к снижению показателей аудитории продолжится и дальше.
  • Современное состояние радио в области программирования определяется границами рентабельности, кадровым голодом, некоторым кризисом идей, поиском дополнительных источников недорогого привлекательного контента, а также тестированием вариантов послекризисных программных стратегий, которые основаны на новых технологиях и мультимедийных платформах.




Имя: E-mail:
Комментарий:
 
назад к списку статей

ИЗБРАННОЕ:  
Cтатьи открываются в новом окне

МУЗЫКА:

Интересно...:
Превращение Насти Задорожной...
NEW

Исполнители...:
Супердорогой альбом Рианны...
NEW

Гонорары...:
Николай Басков: “Сейчас канала НТВ для меня просто нет!”...
NEW

Дела концертные...:
Фейс-контроль на концерте..
NEW

История...:
Группа BoneyM

КИНО

Новые роли:
Новая стезя Седаковой...

О КЛАССИКЕ:

Новая классика:
Балет на музыку Radiohead будет представлен публике в Кремле...
NEW

Фото:
Презентация сингла группы "Бобры" -"Стереотест".
NEW


Фото:
"VERMILLION LIES" в клубе "Gogol" (Фотограф Алена Прокофьева).
NEW



ПОЛЕЗНО ПРОЧИТАТЬ: