08.03.2013
Международная организация по сертификации (International Organization for Standardization, ISO) около четверти века назад впервые разработала группу международных стандартов, позволяющих предприятиям построить эффективную систему менеджмента качества (СМК), улучшить взаимопонимание в международной и национальной торговле. Это стандарты серии ISO 9000, принятые в России и многих других государствах как национальные. В эту серию входят стандарты, содержащие основные положения (терминологию), рекомендации по улучшению СМК и указания по проведению ее аудита. А стандарт iso 9001 содержит требования к СМК, и только по этому стандарту производится сертификация. Сама организация ISO сертификацией не занимается, ее осуществляют существующие во всем мире аудиторские организации, имеющие соответствующую аккредитацию. В России к числу таких организаций принадлежит «Альянс», независимый центр сертификации. Сертификат ГОСТ ISO 9001:2011 (ISO 9001:2008) является независимым внешним подтверждением того, что в сертифицированной организации достигнуты требования стандарта исо 9001.
Зачем же нужен этот сертификат и какие преимущества он предоставляет своему обладателю? Начнем с того, что вхождение в международный рынок без него сегодня немыслимо, да и на внутреннем рынке многие рассматривают его наличие в качестве необходимого условия заключения договора с новым поставщиком (исполнителем). Наличие сертификата ИСО 9001 на сегодняшний день не является обязательным условием участия в тендерах и торгах, но предоставляет сертифицированному участнику существенные преимущества перед конкурентами. Некоторые секторы экономики регулируются таким образом, что для осуществления деятельности в них сертификат ГОСТ ISO 9001:2011 необходим. В целом, это знак того, что организации можно доверять, что она контролирует свои рабочие процессы, свою продукцию, будь то товары или услуги, и несет ответственность за ее качество.
Но рассматривать сертификат ISO 9001 как самоцель не стоит. Само по себе внедрение системы менеджмента качеством выгодно любой организации, какой бы не была сфера ее деятельности. Главное – воспользоваться содействием экспертов и оптимизировать общие стандарты под условия конкретного предприятия. Если в организации успешно функционирует СМК, то все сотрудники максимально сознательны, налажен своевременный контроль всех этапов. Снижается объем отходов, брака, жалоб и рекламаций, повышается удовлетворенность сотрудников результатами работы.