13.05.2013
Музыка Моцарта значительно усиливает мозговую активность. После прослушивания музыки Моцарта люди отвечают на стандартный IQ-тест и при этом демонстрируют повышение интеллекта. Такое явление было названо «эффект Моцарта». После такого открытия сразу же были сделаны многообещающие выводы, особенно относящиеся воспитания и развития детей. Такая теория стала настолько популярной, востребованной и модной, что обросла множеством слухов. В списках бестселлеров оказались компакт-диски Моцарта, часто даже с комментариями родителей. В США в штате Джорджия губернатор преподносил каждой роженице компакт-диск Моцарта.
В этом ажиотаже, тем не менее, появились и скептики, которые проверяли моцартовский эффект и не видели никаких результатов. Специалист по исследованию мозга Джон Бруер утверждает, что человеческий мозг изменяется и учится на протяжении всей жизни, что противоречит мифу о том, что мозг формируется в первые три года жизни.
Известно, что разные группы нервных клеток совершают разные мыслительные операции в мозгу. Было проведено немало исследований по этому поводу. Например, на крысах, которые не имеют эмоциональной реакции на музыку. Группе крыс больше двух месяцев включали музыку Моцарта более 12 часов ежедневно, после чего крысы пробегали лабиринт на 25% быстрее, чем крысы, жившие в обыкновенной среде без музыки. Это исследование подтверждает нейрологический характер эффекта Моцарта в противовес эмоциональному.
Был и более «человеческий» эксперимент: группе тяжелых эпилептических больных включали музыку Моцарта и следили за энцефалограммой мозга, которая показывала, что всплески мозговой активности при приступах становились реже и слабее, или прекращались вовсе. Показательным является то, что когда больным давали послушать любую другую популярную или классическую музыку, то подобного эффекта не происходило. Тут возникает вопрос: почему Моцарт?
Существует мнение, что он создавал музыку с самого раннего детства, и возможно его музыка ритмично ближе к процессам образования нейронных связей в детском мозгу.