16.10.2014
Однажды в интервью Квентину Тарантино был задан вопрос: «Говорят, что вам не удалось снять ничего более крутого, чем «Криминальное чтиво»… Не дожидаясь окончания вопроса, он сказал: «Кто же снял?» Прошло уже 20 лет с того дня, как в американском прокате появился фильм, признанный одним из лучших в 90-е годы. В связи с этим oKino.ua решено было не распевать дифирамбы, а напротив – проанализировать, из чего и каким образом был собран этот фильм. Известно, что Тарантино не только киноман, но и большой плагиатор.
Фанатом кино Квентин был с детства, просмотрел много фильмов категории Б, впечатлениями делился со своим приятелем и коллегой Р.Эвери. В фильме «Криминальное чтиво» присутствует много параллелей с работами режиссеров Д.Сигела, Д.Бурмена.
Эвери и Тарантино предполагали снять картину , используя истории из бульварных журналов и решили дать ей то же название. В таких журналах рассказы о «крутых» ребятах обычно заканчивались очень неожиданно. Тарантино увлекался детективными романами Р.Чандлера, М. Спиллейна, Д.Хэммета , Э.Леонарда, последний из них был любимым его автором .
Содержимое чемоданчика М.Уоллеса было одной из главных тайн фильма, эта идея была позаимствована из «Целуй меня насмерть» Р.Олдрича. Но Тарантино, в отличие от Олдрича, так и не раскрыл ее.
Квентин увлекался чтением книг Д.Сэлинджера, особенно сборником новелл о семействе Гласс, особенно его привлекала идея изменения статуса персонажей от второстепенных в одном произведении к главным в другом. Герои Сэлинджера в своих суждениях о жизни часто пользовались теорией дзен-буддизма, напротив, Тарантино как агностик берет за основу монологов своих героев поп-культуру и кино.
Тарантино придерживается известного мнения о том, что история киноискусства делится на 2 периода : до картин Годара и после. Работы Ж.-Л.Годара были примером грамотного использования чужих наработок. Как и Годар, Тарантино вводит в фильм танец (как в фильме «Банда аутсайдеров») и героине Турман придает черты музы Годара Анны Карины. Кинокомпания Тарантино названа в честь этой работы – “Bande a part”.
Одновременно с Годаром и Олдричем Тарантино выделяет Ховарда Хоукса, и самый любимый фильм «Рио Браво». Квентин однажды открыл такой секрет – если этот фильм не одобряла какая-либо из его девушек, то он прерывал с ней отношения. Для «Криминального чтива» Тарантино позаимствовал у Хоукса часть монолога для своего персонажа, который произносил герой в фильме «Рио Браво».
Эпизод фильма с участием Харви Кейтеля, где он помогает убрать следы крови в машине, был создан под впечатлением короткометражного фильма «Запекшаяся кровь». Тарантино не остался неблагодарным по отношению к его режиссеру Р.Бреддоку и стал соавтором сценария и продюсером полнометражной версии этого фильма.