04.01.2015
По сегодняшний день зрителям и кинокритикам невдомёк – какое происхождение дикой популярности многосерийной картины 2002 года «Бригада», поистине заслужившего названия народного (взять хотя бы такой показатель, как количество рингтонов с заглавной музыкальной темой на мобильных телефонах простых граждан).
Безусловно, не в последнюю очередь здесь имеют место заслуги режиссера Алексея Сидорова и актерского состава в совокупности, включая Владимира Вдовиченкова, Екатерину Гусеву, Андрея Панина, Дмитрия Дюжева, Сергея Безрукова. Но, к сожалению, продолжение культовой истории в полном метре лишний раз демонстрирует удивительную склонность отечественного кинематографа к самоумертвлению.
Возрождение легенды
А начиналось все с острого приступа ностальгии, охватившего генерального продюсера Александра Иншакова, и пошло-поехало… На минутку отбросив цинизм и постаравшись поверить в чистоплотную затею и её добросовестную реализацию только ради страсти к творчеству и рассмотрения денег в данной ситуации сугубо как побочного производственного эффекта на душе становится легче. Лишь с такой точки зрения легче осваивать и пропускать через себя весь тот балаган, творящийся на экране.
Наследство Саши Белого в исполнении цифрованного грима на канве чужого лица никем не отменено, хоть он и навсегда отошел от дел. Вот и решает непутевый сыночек заняться возвратом своего кровного и законного имущества, попутно разгневав добрую половину представителей московских преступных группировок и ярых фанатов оригинальной телевизионной саги – всех одновременно, дабы никто не остался довольным.
Ложка мёда в бочке дегтя

Венцом пятилетней работы над полнометражкой прошли отнюдь не напрасно, ей присущ ряд позитивных моментов – речь о красивых Нью-Йоркских пейзажах или внушительном и стильном джипе Белова-отца. Зато негативных раз-два и обчелся – к примеру, все остальное. Сущий пустяк. А так – прогресс российских криминальных боевиков достиг немыслимых масштабов, вне всяких сомнений, стоящих траты материальных средств и времени на поднятие и поддержку родной киноиндустрии, фильм поощряет желание быть патриотом.
Между тем, в реальности понять чему на самом деле он учит не так уж и просто. Центральная фигура, отважный сын отважного отца, то и дело твердит об ответе за каждый собственный шаг и том, что давно не маленький. Такая себе дань первоисточнику, правда без реплик о братской любви, зато с персонажем Ушакова, который с диким рвением лезет грудью на амбразуру вместо юного эталона самостоятельности. Отдает добродетелю благодарный наследничек, естественно, очередными косяками и встряванием куда надобно и не надобно.
Может, совершенно невыразительный и аморфный главный протагонист в одиозной версии имени Ивана Макаревича говорил об обязательствах перед близкими, но какие-нибудь потуги протолкнуть подобную идею мгновенно погибают в зародыше благодаря его скудоумию и инфантилизму. Ну а на фоне настолько вымученного и многострадального посыла целевой аудитории предстоит увидеть невероятное, сбивающее напрочь с ног зрелище: погони, перестрелки, операции, разборки, да что там – вся сюжетная линия в стиле slow motion.

Когда голливудские коллеги применяют замедленный темп повествования при помощи этой технологии исключительно для добавления блеска экш-сценам, наши умельцы откровенно неумело лепят её везде. Итоговый продукт можно окрестить невнятной мелодрамой с вставками мордобоя, но никак не образчиком драйвового криминала, где контрольный выстрел в голову куртуазно заменен целой плеядой колоритных, уникальных и запоминающихся действующих лиц, изучая поведение которых любой психолог от безысходности пустил бы себе пулю в лоб:
- паладин Иншаков,
- темный повелитель Чурсин,
- злые, но своебразно преследующие справедливость Золотухин с Жижикиным,
- забитая Гусева.
А на переднем плане искрометный дует, состоящий из глупого спутника главгероя Нагиева и самого Макаревича – основоположника всех негараздов. Среди актерского состава не нашлось ни одного человека для спасения ситуации – простора нет.
Вместо вердикта
Дебют постановщика Дениса Алексеева вышел в высшей мере «дебютистым», на зависть любому. Отныне Александра Белова окончательно можно захоронить, чтобы без угрызений совести вешать ярлыки разорителей гробов на всевозможные будущие продолжения. А в последнем распоряжении отдельно наложить на них табу. Потому что если какой-то сиквел и рискнуть снять, то смотреть на это чудо будет чрезвычайно проблематично даже наивернейшим превозносителям «Бригады».