17.03.2015
Данное кино создавали к тысячелетию Ярославля. Конечно, при финансовой поддержке Министерства культуры, но обогатило ли такое финансовое вложение русскую культуру вопрос спорный. Исторический детективный экшн, скажем прямо, восхваляет русскую историю неумело и неказисто, тем более историчности как таковой тут явно не наблюдается.
Сюжет и герои
От сценариста Марины Кошкиной изначально не требовалось чего-то экстраординарного или виртуозного. Требовалось создать приятную открытку для значимой дат города. Красивой ли получилась такая открытка сможет понять каждый зритель самостоятельно.
Суровые мужики, которые блуждают по дремучему лесу, создают атмосферу. В частности следует отметить актеров второго плана, которые добавляют детализированности и колоритности. Например, великолепно исполнил роль варяга Харольда Алексей Кравченко, Валерий Золотухин классно создал персонажа Чурилу, а Виктор Вержбицкий отлично воссоздал на экране Святозара.
Главный герой – князь Ярослав, которого исполняет Александр Ивашкевич, выглядит гармонично в сюжетных рамках, но создается ощущение ограниченности героя этими рамками. Безусловно, сюжет могли бы сделать более насыщенным и нетривиальным, чтобы и главный герой стал многограннее и человечнее. Тем не менее, ни колоритный варяг Харольд, отмеченный ранее, ни Ярослав не являются в данном кинофильме примером лидеров и мастеров воинского ремесла, во многом явно наблюдается их закрепощенность сюжетом.
Антураж
В целом зрителю дают вполне точную и главное атмосферную картину древних времен. Тут погружают в атмосферу деревянной Руси:
• доспехи и вооружение;
• хозяйственная утварь;
• архитектура городов.
Действительно есть чем впечатлиться и заинтересоваться.
Однако нужно отметить обилие крупных планов, которое не дает прочувствовать масштабность и насыщенность. Дело в операторской работе Дмитрия Коробкина, который является и режиссером кинофильма. Коробкин снимал по большей части по паре героев не предоставляя зрителю возможности оценить панорамные картины или увлекательность постановочных боев.
В Ярославе зритель может наблюдать только три масштабных сражения, каждое из которых снято в основном крупными планами, то есть масштабность как бы заявляется, но по факту не наблюдается. Создается ощущение не грандиозной исторической битвы, но какой-то маломальской потасовки между дружинами – бригадами локальных мужиков. В кино немного вооруженных всадников в доспехах, которые на фоне облаченных в шкуры мужиков выглядят как-то отстраненно и странно.
Собственно именно всадниками режиссер-оператор хочет дать ощущение чего-то грандиозного и великого, но сделать такое ощущение, конечно не представляется возможным. Например, финальная битва начинается воодушевляющими кадрами возникающей из-за холма русской дружины, которая появляется в ярких лучах и приносит положительные эмоции, которых так ожидаешь от патриотичного кинофильма. После таких эффектных кадров действие снова рассыпается на мелкие сценки каких-то потасовок, которые и поединками назвать возможно только с натяжкой, по лесу ходит пара пехотинцев и немного всадников, которые преследуют недругов и вступают с ними в мелкие драки с маханием клинками в простых и неувлекательных постановках.
Конечно, задумка кино имеет право претендовать на положительную реакцию зрителя, но вот воплощение явно не дотягивает до изначального замысла. Сценарий в целом интересен, если не учитывать прореху в мотивах главного злодея, действия которого до самого финала трудно объяснить. Антагонист главного героя действует немного неестественно и непродуманно, так как настоящие военноначальники не стали бы поступать.
Положительной деталью является итоговая речь князя Ярослава, которая становится гармоничным резюмированием сюжета и не только заключает в себе смысл всего кино, но и позволяет зрителям проникнуться моралью кинофильма. Историческая подоплека кинофильма явно интереснее отснятого материала и в целом такой сюжет могли бы воплотить более увлекательно, но создатели сделали только эконом-версию масштабной исторической саги.