17.05.2015
Вначале показано массовое убийство глазами убийцы. Для любого детектива эффектная завязка. Конечно, убийца будет найден через 16 часов, им окажется ветеран войны в Ираке, то есть дело можно считать оконченным. Но тот ветеран является неуловимый героем, который игнорируя закон, начинает вершить свой суд, поскольку действовать по закону долго и неэффективно. Подобный образ, подобная ситуация знакомы? Естественно, но на этот раз главного героя, показывающего, где раки зимуют, играет Том Круз. Многие любители боевиков простят любому режиссеру и сценаристу множество грехов за возможность посмотреть на Круза в подобной роли.
Множество поклонников будут ругать МакКуорри за новое прочтение образа Ричера, в том числе и за то, что герой стал несколько иного телосложения. Круза же будут ругать за потакания режиссеру, за игру «не так». Хотя если у героя есть прошлое, но нет настоящего, то это не очень-то зависит от роста или иных габаритов. Немаловажно, что Круз вписался в образ героя-одиночки, показывая выражением лица, что знает намного больше, чем другие.
Фильм “Джек Ричер” от МакКуорри можно отнести к категории триллеров, скорее по формальным признакам. Напряжение, которое создается распутыванием клубка преступлений, больше напоминает дань традициям, чем реальное воздействие на зрителя. Конечно, было бы нехорошо проигнорировать многие вещи, сделать упор не на форму, а на содержание. Отчасти это из-за того, что зритель сразу сталкивается с образом, в котором подразумевается абсолютная непобедимость. Это близко к психологии: бывший офицер, прошедший пекло, при этом виртуозно играющий призрака с американскими властями, вызовет немало уважения, трепета и еще ряд чувств, в том числе и подсознательных. По большому счету, фильм можно назвать комфортным.
То обстоятельство, что все негодяи будут наказаны главным героем лично, и так заранее понятно. МакКуорри подобное положение вещей отлично понимал, поэтому даже не собирался оригинальничать, добавлять новые сюжетные линии и переосмысливать имеющиеся. Экранизировалась книга, которой уже минимум семь лет, которую прочитала и перечитала уйма народа. Итак, МакКуори пошел по пути наименьшего сопротивления, переведя книгу на экран с максимальной точностью. Так точно снял, что при двухчасовой длительности весьма сложно припомнить хотя бы одну сцену, которой не было в первоисточнике.
Кино смотрится неплохо: со случайными жертвами, подставами, погонями и прочим. Это представляется как само собой разумеющееся – в жизни и не такое бывает, тем более в ситуации, в которую попал Ричер, у которого что работа, что нерабочее время насыщены приключениями. Тут важнее не эмоциональные отклики (которых практически нет), а есть интерес от процесса, развлечение от приключений. Смотреть, как все идет к ситуации «хуже некуда», а герой-одиночка это исправляет, при этом пытается шутить (к месту и не к месту), да еще и бьется с врагами. Двухчасовой просмотр не в тягость, а в радость.
Подводя итог, можно сказать, что все события фильма завязаны вокруг главного героя: один из немногих случаев, когда фильм, названный по имени главного персонажа, полностью оправдывается сюжетом. Главный герой исправляет случившееся – как может, так и справляет, уверенный, что все проблемы можно решить «битьем некоторого количества морд», где основной вопрос заключается в количестве. Исправив все, одиночка удаляется. Подобные сюжеты не один десяток раз обыгрывались, начиная с ныне забытых немых вестернов. К нему же добавляются черты классического сыщика-аналитика, напоминающего Шерлока Холмса. В результате – гремучая смесь.
Кроме того, Круз добавил персонажу и своего собственного обаяния. Он умеет быть забавным и жутким, иногда в одной и той же сцене. Круз сначала поражает зрителей проницательностью, а через некоторое время и умением драться. То заигрывает с героиней Розамунд Пайк, то гоняется за негодяями, уворачиваясь от вражеских пуль. Современный рыцарь, мечта женщин.
Еще достоинство фильма – динамичные сцены. Звукорежиссер постарался: хрустят кости, кричат люди, бьются стекла, а финальная перестрелка озвучена так, что зрителям кажется, что они тоже рядом с персонажами. Здесь музыки нет, но есть все возможные звуки выстрелов. Перестрелку приятно и видеть, и слышать. К тому же драки и перестрелки хорошо поставлены. При умениях и нечеловеческом везении Ричера, многое смотрится не только красиво эффектно, но и выглядит реалистичным.
Другие герои усиливают впечатление: Ричард Дженкинс в роли упрямого прокурора, Дэвид Ойелоуо в роли сообразительного детектива и Джей Кортни в роли исполнительного исполнителя. Также хороши Роберт Дюваль и Вернер Херцог – титаны двух континентов. Р. Дюваль играет отставного морпеха, который помогает Ричеру в его начинаниях. В. Хегцог же играет негодяя, с бурной биографией, о которой прямо не говорится.
Фильм про Джека Ричера может произвести необычное впечатление. Чувствуется что-то знакомое, хочется сказать про многие эпизоды: «Я это уже не раз видел!» Потом на ум приходят классические боевики восьмидесятых-девяностых, и «Джек Ричер» начинает становиться с ними в один ряд. Через много лет так оно и произойдет.