20.05.2015
“Ветер крепчает” — последняя режиссерская работа Хаяо Миядзаки, человека, чей вклад в историю мультипликации поистине неоценим. “Ветер” — квинтэссенция его творчества, шедевр, к которому мэтр анимации шел на протяжении более чем тридцати лет.
В основу сюжета легла одноименная манга, повествующая о японском авиаконструкторе Дзиро Хорикоси. Это история о человеке, создавшем один из самых известных истребителей Второй мировой войны Mitsubishi A6M Zero и о том, чем пришлось пожертвовать ради достижения мечты всей его жизни.
«Ветер» постоянно балансирует на грани сказки и реальности — в своих снах Дзиро встречается с итальянским конструктором Джованни Капрони, черпает вдохновение из причудливых самолетов, на борту которых лишь радостные пассажиры, а не пулеметы и бомбы. И каждый раз он возвращается в суровую действительность, где Япония отстала от остального мира лет на двадцать.
Детали самолетов доставляют на испытательный аэродром в повозке, запряженной быками, в то время как фашистская Германия уже вовсю тестирует гигантские бомбардировщики. Банки разоряются, бюджет уходит на военные нужды, пока на улицах ошиваются голодные дети, война только ослабляет страну — Миядзаки не боится в открытую говорить о проблемах Японии того времени. Но Дзиро не обращает внимания на такие вещи, он полностью увлечен работой в конструкторском бюро, и уже через пять лет молодой гений из новичка превращается в настоящего профессионала, готового проводить научные семинары и внедрять в производство совершенно новые технологии.
Тонкой красной нитью через весь фильм проходит пронзительная история любви. Волею судьбы Наоко, девушка, которую Дзиро спас в юности во время землетрясения, через несколько лет встречает его в горном пансионате. И Миядзаки, как никто другой, раскрывает чувства героев. Когда Дзиро узнает о смертельной болезни Наоко, он не отказывается от любви, наоборот, он готов жить с Наоко до конца своих дней. Но другая часть его души не позволяет герою остаться с возлюбленной — Дзиро должен закончить проект всей своей жизни, самолет, который, возможно, принесет победу в войне Японии. Таким образом, герой, фактически, разрывается между работой и умирающей Наоко.
Эгоизм, чувство долга, неизбежная тяга к мечте, которая с каждым днем становится на шаг ближе? До конца не ясно, что движет Дзиро. В итоге фантазии так или иначе рушатся о реальность — самолеты, которыми грезил Хорикоси, отправляются бомбить Перл-Харбор, а Наоко умирает. Дзиро достигает своей мечты, меняет мир, но какой ценой? Такова судьба гения.
В плане картинки и музыки “Ветер” безупречен. Каждый кадр прорисован вручную: колышущаяся трава, тлеющие сигареты, гайки на фюзеляже самолета. Студия Ghibli как всегда уделяет огромное внимание деталям. Главный символ фильма, поднимающийся ветер, поражает — анимация и звук вместе создают ощущение, будто бы в кинозале и вправду начинается буря. А свадьба Дзиро и Наоко — одна из самых красивых и трогательных сцен за последние годы. От “Ветра” не оторвать глаз, два с лишним часа пролетают совершенно незаметно. Стоит ли говорить о потрясающем саундтреке? Дзё Хисаиси вновь демонстрирует высший пилотаж в создании музыки.
Миядзаки берет курс на более реалистичный, более драматический жанр. Несмотря на это, в фильме есть и сказочные элементы — вспоминаются “Порко Россо”, “Ходячий замок” и другие не менее выдающиеся картины. Но “Ветер” — самая важная, если не лучшая работа режиссера. Маэстро уходит (но обещал вернуться), оставляя нам наследие в виде самых красивых, добрых и пронзительных мультфильмов. Финальная сцена “Ветра” заканчивается одним единственным словом, которое главный герой произносит дрожащим, но счастливым голосом — “Спасибо”. Спасибо, Хаяо.