10.06.2015
Одним из ярких представителей мирового кинематографа является ирландский кинематограф, который выделяется своей прямолинейностью, отсутствием двусмысленности и все это приправляется неординарным черным юмором. Таким образом, драматический библейский фильм о событиях третьего тысячелетия в исполнении ирландского режиссёра выглядит как триллер с ироническим уклоном или откровение, но никак не кино для воскресной школы.
Режиссер Джон Майк МакДон рассказал ироническую с большой долей сарказма историю. Она шокирует и в тоже время подкупает зрителя своей жизненностью и простодушием. Священник из ирландской провинции отец Джеймс Лавелль, которого сыграл Брендан Глисон, был человеком очень добрым и терпимым, гуманистом по призванию.
Вот его то и хотел убить один из прихожан, например N, который в детстве пострадал от священников-педофилов. N предупреждает об этом священника заранее. Делает он это во время исповеди без отпущения грехов и предупреждает, что у отца Джеймса есть одна неделя для приведения дел в порядок. Человек, который его обидел, давно умер, но причиненная боль никак не стихает и требует мести. Его воспаленный мозг «нарисовал картинку» о том, что месть будет слаще, а боль стихнет и исчезнет, если объект будет безгрешным и чистым человеком.
Узнав об этом, священник спокойно принял эту информацию и отнесся к этому как своему кресту. Дальше мы наблюдаем историю восхождения Брендана Глисона на Голгофу. Здесь Брендан прекрасен, он просто сама деликатность, мудрость, мощь, страсть, неисчерпаемая стихия и самоирония. Их совместная с Джоном Майком МакДоном работа не может не тронуть сердца даже самых суровых зрителей.
Фильм «Голгофа» стал призером христианского (экуменического) жюри на кинофестивале2014 года в Берлине.
«Голгофа», многим посмотревшим ее, напомнила «Дневник сельского священника» (1950) французского режиссера Робера Брессона – сюжет очень похож. Также ее можно сравнить с фильмом 2003 года «Пожиратель грехов» режиссера Брайана Хелгеленда. Он хоть и с элементами мистики и тему затрагивает другую, но у них есть много общего.
В «Пожирателях грехов» рассказывается об ордене, в который входят таинственные личности. Они проводят специальный ритуал, с помощью которого они «впитывают» грехи умирающих людей, при этом их души очищаются от грехов. В роли «пожирателей» выступили Питер Уэллер и Хит Леджер (отец Алекс Бернье).
А вот в «Голгофе» священник Джеймс Лавелль тоже своего рода «пожиратель грехов», но без мистики. Эта отпущенная ему неделя проходит в общении с паствой, которая состоит из фриков часть, из которых смешные и недалекие, часть – циничные и опасные. Они за это время «вылили» на него весь свой яд, который был накоплен в их душах, проверяя его устойчивость, терпимость и всепрощение. При этом он всегда проявлял ко всем сочувствие, внимание и оставлял веру в то, что они не безнадежны.
Отец Джеймс за это время успевает провести время и поговорить со своей дочерью. Она уже давно живет в Дублине и ведет далеко не безгрешную жизнь. А сейчас приехала отдохнуть и набраться сил у себя в родном доме. В финале она проявит себя как истинная дочь своего отца. Ведет дискуссии со своими коллегами-священниками, которые, конечно, далеки от подвижничества. Это позволило ему убедиться, что постоянные проповеди о грехах, и не упоминание о благодетели и любви, не помогают сделать человечество идеальным.
В роли отца Джеймса сложно себе представить кого-то кроме Брендана Глисона. Он как истинный ирландец – рыжий, упрямый, мощный, терпеливый и гуманный. Он как скала, об его твердь разбиваются все непогоды, рассыпаются волны. Да и приход его великолепен – скептичные и нигилистичные люди. Это и писатель (Крис О`Дауд), и мясник (Эйден Гиллен), и миллионер (Дилан Моран), и врач (Исаак Де Банколе), и изменяющая своему мужу жена, и мальчик-слуга. Все они в совокупности «смахивают» на придурков из «Семи психопатов», который был снят Мартином МакДоном, который приходится родным братом Джону Майку МакДону. А в комплекте с криминальными фильмами «Однажды в Ирландии» и «Залечь на дно в Брюгге» от братьев МакДона, получится целая сага в ирландском стиле.
Ссылаясь на Библию, фильм все же очень далек от экранизации ее сюжетов. Скорее это размышления о современных нравах, моральных принципах. Можно сказать – «взгляд со стороны», и этот взгляд полон любви, понимания, сострадания ко всему человечеству и к каждому человеку в отдельности.