17.06.2015
Любое произведение, будь-то кинофильм или книга, сюжет которого связан с роботами, чаще всего отсылает зрителя к творчеству Азимова. Но в то же время антиутопические тенденции в современной фантастике вскоре от него уводят. Хотя Азимов в своих работах и описывал в основном скученную и достаточно мрачную жизнь человечества будущего под куполами из стали, он всегда был оптимистом. Всего его сюжеты при всей их утопии были без приставки «анти». Практически все его персонажи были идеалистами, а сам автор предоставлял героям шанс.
Современные фантастические киноленты, в том числе и «Страховщик», режиссера Габе Ибаньеса, в подавляющем большинстве случаев оставляют весьма мрачные прогнозы, в которых для человека выхода просто не существует. Но только может постараться уничтожить наше светило, направив в него большой рудовоз, заполненный литием.
Но ведь человеческую сущность таким поступком исправить не возможно. В мире, который показал в своей работе Ибаньес, происходит похожее. Здесь живет персонаж Бандераса. Мир постепенно умирает, все больше места на планете занимает пустыня. Но не об этом хотел сказать автор. Пустыня, кислотные дожди и даже бунтующие роботы не стали главной целью рассказа режиссера. Он показал, что люди, как вид, находятся на стадии вымирания и скоро их сменят роботы, как бы биологический вид не пытался противостоять механизмам.
И вновь все происходит не столько из-за того, что большая часть планеты радиоактивна, а нехватка продуктов питания с каждым днем только усугубляется. Все дело в полной апатии и безысходности.
В показанном мире нет никаких светлых моментов (солнечный свет не считается, его-то здесь в избытке), как нет больше и ни каких ценностей для человечества. Что можно говорить о святости или вечных ценностях, когда в мире «Страховщика» люди даже три закона робототехники, придуманных Азимовым, всели в разряд «права первой ночи». Здесь только человек имеет право создавать и совершенствовать роботов, поступая при этом, как ему вздумается. Конечно, роботы не одушевлены, но тем не менее.
В этом фильме человечество напоминает злобного божка-создателя. Вероятнее всего из-за своего уже прогнившего инстинкта самосохранения люди присвоили себе право на создание других существ (роботов), но самое главное – право обладать Разумом. Азимов до подобного однозначно не додумался бы. Из всех классиков фантастики нечто подобное можно припомнить лишь у Фрэнка Херберта, решившего в своем произведении ввести религиозный запрет на роботов. Зато у него все было предельно честно – никаких механизмов, лишь ручной труд.
Ибаньяс считает, что люди уже не способны самоисцелиться, а вот командовать и издеваться над трудолюбивыми роботами – это всегда, пожалуйста. Чем не новая форма рабовладения? Причем ни каких угрызений совести, если она еще осталась, робот попытался себя усовершенствовать – в расход его! Если это произошло без особой причины, а просто в порыве гнева, то ведь можно и свалить на железяку вину за смерть любимой кошечки или собачки.
Бандерос, живя в этом мире, хочет только одного – окунуться в радиоактивный океан. Что происходит на побережье ни кто собственно и не знает, но определенно ни чего хорошего. Он не желает давать в таком мире жизнь своему ребенку, от чего у героя случаются постоянные ссоры с супругой. Причем, хотя они и выглядят, как сериальные, но подтекст имеют совершенно иной.
Апокалиптическую атмосферу происходящего подогревает и дизайн в стиле 70-х. Это касается не только самих роботов, но и костюмов людей и архитектуры. Угловатые костюмы, колонны квадратной формы и вечный полиэтилен, которого очень много.
В итоге кинофильм для зрителей превращается в историю о маньяке. Собственно так оно и есть. Число обезумевших персонажей в кадре зашкаливает. Им до самих роботов по большому счету, нет совершенно ни какого дела. Они с радостью просто поубивали бы всех, но ведь кто-то должен делать и роботов.
Нравственные и гуманитарные проблемы в «Страховщике» пытаются решить лишь два персонажа – сам Бандерас, разыскивающий Часовщика и женщина-механик, в тайне ремонтирующая лишившихся гарантии роботов. Всем остальным на все наплевать. Кто-то старается урвать кусок побольше, кто-то серьезно опасается за свою «божественную» роль, а кто-то уже практически обезумел от общей паранойи, как, скажем полицейский.
Таким образом, зритель получил мир, который совершенно далек от азимовских, а больше напоминает «Аниматрицу», в особенности главу «Второй Ренессанс». Авторы и в финале своего проекта не оставили не единого шанса человечеству. Ну, точно не будет войны в декорациях «Терминатора» с его Скайнетом и черным небом. Зачем? У роботов времени предостаточно, а люди и сами исчезнут с лица планеты. И вот тогда, в самом сердце радиоактивной пустыни зародиться новая цивилизация, которая будет совершенно чужда человеческой. Ведь мы же их и научили, что быть людьми – плохо.