20.06.2015
Турецкая киноиндустрия уверенно набирает обороты, и её продукция завоёвывает популярность во всём мире. А сериал «Великолепный век» добился и вовсе фантастического успеха. В частности, потому, что создан он по вполне «западным» стандартам и «подогнан» под вкусы европейских зрителей.
Для самой Турции создание фильма тоже было событием неординарным; сериал стал самым дорогостоящим турецким телепроектом. И самым критикуемым, если верить Верховному совету радио и телевидения страны: от возмущённых зрителей, по его информации, поступили 70 тысяч жалоб. Конечно, верится в это с трудом.
Одним из серьёзных критиков «Великолепного века» стал Реджеп Эрдоган, нынешний премьер-министр Турции. По его словам, сериал показывает молодёжи «неправильную» историю Османской империи и выставляет её в «негативном» свете. Фильм, действительно, рассчитан в первую очередь на молодёжь, мыслящую современно, а Эрдоган, как известно, настоящий радикал-исламист и фанатик «традиционных ценностей»: будь у него много сторонников, он давно бы превратил нынешнюю, довольно «европейскую» Турцию в подобие Ирана. Так что прислушиваться к его мнению – неразумно.
Рыжая императрица
Но вернёмся к сериалу. Он посвящён правлению Сулеймана Кануни, которого в Европе также прозвали Великолепным. Новый правитель унаследовал от отца, султана Селима I, страсть к завоеваниям и имперскому величию, однако отличался справедливым характером, вниманием к простому народу и милосердием к пленникам. Эти противоречивые черты характера сразу привели к новым моральным конфликтам: так, он приказал казнить наместника, который при его отце вёл разорительную политику в Сирии; однако наместник, по сути, только выполнял приказ Селима, так что распоряжение нового султана нельзя назвать однозначно справедливым.
Однако в целом народ любил Сулеймана, а в современной турецкой историографии этот султан считается образцовым правителем. И прозвище «Кануни» переводится именно как «справедливый».
Но в его жизни появляется непокорная рабыня, которая вознамерилась сделать султана «своим рабом». И, фактически, ей это удалось уже в первой серии.
Среди всех женщин в сериале – как членов семьи султана, так и наложниц – Александра выделяется ярко-рыжим цветом волос. Это согласуется с её характером: «типичные рыжие» – сильные, непокорные девушки, склонные к бунтам и скандалам, а в средние века такие считались ведьмами. В фильме также звучит предположение, что Александра – «ведьма», ведь ей удалось буквально свести султана с ума.
Интересно, что исторических данных о том, какой цвет волос был у Роксоланы, нет. Хотя на картине Тициана она и изображена рыжей. О её происхождении вообще мало что известно науке – ни настоящее имя (по одним данным она Александра, по другим Анастасия; в украинской озвучке фильма использовано второе имя), ни месторождение (либо украинский Рогатин, либо Чемеровцы, принадлежащие тогда к Великому княжеству Литовскому). Рыжий (точнее, русый) цвет волос традиционно связывался с Россией, но в фильме явно отражаются обе указанные символики.
«Турция для европейцев»
Одна из явных исторических неточностей, допущенных в сериале, – это внешний облик Османской империи в целом: наряды героев, музыка, интерьер дворца Топкапы. Средневековая Турция изображена во многом так, как представляли её себе европейские романтики того времени, да и современные. Костюмы персонажей уж слишком «куртуазные» (в действительности они были более сдержанными), а звучащая музыка близка к средневековой западноевропейской. Дворец Топкапы местами напоминает своего «преемника» – комплекс Долмабахче, построенный в XVIII столетии «по французским стандартам» (напоминает, конечно, роскошным убранством, пышностью и большей «открытостью», а не архитектурным стилем). По свидетельству европейских послов и путешественников, приезжавших тогда в Стамбул, Топкапы был слишком простым для императорского дворца, а внутрь простых смертных вообще не пускали.
Впрочем, такую вольность создателям сериала можно простить – фильм-то, как-никак, художественный, а не документальный. Османская империя при Сулеймане на самом деле становилась более «европейской» (хотя «классической азиатской» средневековая Турция и не была никогда, многое восприняв от культуры покорённых византийцев). Европейцы проникали во внутренние покои дворца – это и наложницы, и визирь Ибрагим (венецианский грек по происхождению); европейцами были и янычары.
Сам Сулейман также скорее напоминал просвещённого монарха эпохи Возрождения, чем восточного тирана. Он был известен как хороший поэт, ювелир, кузнец и литейщик, покровительствовал наукам и искусствам вообще. Всё это сериал слегка преувеличивает и приукрашает, но общая картина верна.
Женская мелодрама
Но всё-таки авторы стремились создать классический «женский» сериал, и у них это получилось. Центральное место в нём уделено Александре, её соперницам и подругам, а история Османской империи служит неким фоном. Главная героиня – сильная женщина, способная покорить могущественного «льва» и в буквальном смысле поработить того, кто видел в ней лишь «подчинённое» создание. Эта тема актуальна и для западного общества, а уж для Турции и подавно. Кстати, турецкие сериалы уже давно пользуются популярностью в арабском мире, где их ценят за более «европейский» дух и облик по сравнению с местной кинопродукцией.