23.09.2015
“Черное море” – фильм совместного производства Великобритании, США и России вышел на экраны в 2014. Режиссер, британец Кевин МакДональд, больше известен как документалист, получивший такие престижные награды как: “Лучший документальный фильм” (“Боб Марли”, 2013), “Самый выдающийся британский фильм года” (“Последний король Шотландии”, 2007) и ряд других не менее престижных наград в кинематографе.
Как появилась идея
Со слов Кевина МакДональда в одном из своих телевизионных интервью, идея снять фильм о жизни людей в закрытом пространстве подводной лодки пришла ему после того, как в Баренцевом море в августе 2003 года затонула российская подлодка “К-159″.
МакДональд не мог избавиться от мысли о том, что должны чувствовать люди, находящиеся рядом со спасительным воздухом, но бессильные изменить ситуацию. Когда был написан сценарий и встал вопрос об актерах, на роль русской части экипажа пригласили русских исполнителей. Достоверность – это козырь документалистики и, возможно, это тоже сыграло свою роль.
По отзывам зрителей этот фильм впечатляет не хорошо поставленными сценами драк и спецэффектами, он подкупает достоверностью, несмотря на то, что где-то можно придраться к техническим моментам, где-то он кажется немного затянутым.
Жанр и актерский состав
Судя по отзывам, большинство определяют фильм как психологический триллер или приключенческий. И те и другие правы. Здесь есть и острота триллера, холодящая кровь, и тайны, раскрывающиеся в самый неподходящий момент, и столкновения представителей разных культур, воспитания и национальностей.
Режиссер, смешивая жанры, добивается коллизий, где с людей, как шелуха, слетают маски, обнажая истинную сущность, выпуская звериные инстинкты наружу.
У актеров здесь трудная задача, но ансамбль справился блестяще. Абсолютно неожиданен привычный лощеный красавчик Джуд Лоу в образе брутального, задавленного жизнью капитана Робинсона. Замечательны и актерские работы С. МакНейри, Б. Мендельсона, К. Дэвиса. Любопытно посмотреть и на русский состав, где собрались колоритные фигуры: С. Векслер, К. Хабенский, Г. Добрыгин, С. Пускепалис, С. Колесников.
Собственно, это один из очень немногих зарубежных фильмов, где русских играют русские. Поэтому речь звучит естественно, хотя некоторые внешние образы по прежнему стереотипны (борода, шапка-ушанка, агрессивность).
Интрига
Сюжет фильма не содержит замысловатых ходов и стар, как мир: золотой телец, предательство, подлость, алчность, достоинство, жертвенность – все, что свойственно человеческому существу, но в разной мере.
Незаконно сокращенный с работы подводник, капитан Робинсон, отдавший любимому делу всю жизнь, оказывается выброшенным на улицу. Одиночество и отсутствие перспектив доводят его до отчаяния, когда приходит заманчивое предложение от неизвестного нанимателя добыть золото нацистов с немецкой подлодки, утонувшей во вторую мировую войну в Черном море.
Ему приходится срочно собирать команду, состоящую из русских (“вояж” будет совершаться на старой русской подлодке), своих американских знакомых военных подводников и знакомых своих знакомых, не всегда адекватных, но необходимых в этом предприятии.
В команде авантюристы, отчаявшиеся, жаждущие разбогатеть, мечтающие отомстить, убегающие от реальности люди. Такая “горючая смесь” не может не вспыхнуть, не может не обнажить всю низость и благородство человеческой натуры.
Интрига закручивается сначала медленно и лениво, но потом события нарастают, поглощая зрителя. Мрачная, давящая атмосфера замкнутого пространства лодки, люди, глядящие в глаза своим демонам и спускающие их на ближнего в буквальном смысле этого слова, тяжелая депрессивная музыка, постепенно повышают градус напряжения.
Предательство, жестокость и алчность не отменяют любви, преданности и готовности на жертву. Ради этого и стоит смотреть фильм.
Отзывы
Зрительских оценок много и они разные. Равнодушных нет. Фильм цепляет, проникает “под кожу”, заставляет ужаснуться и восхититься приключением под названием “жизнь”. Бездна страстей оказывается действительно без дна и удержаться на краю или упасть в нее – это выбор тяжелый.
Вряд ли фильм номинируют на “Оскар”, в нем есть длинноты и нет привычного для “экшен” драйва, но в нем много правды, настоящей жизни без прикрас, торжества человечности.
Есть претензии к непрофессионализму консультантов по техническому оснащению, и поэтому недосказанности отдельных ситуаций, обида на “стереотип” русских. Некоторые ощущают беспокойство и “тяжесть” на сердце.
Но, может, и надо почаще “будить” душу, чтобы она давала о себе знать и напоминала о том, что ты человек.