Сегодня, пожалуй, самые беспардонные "подмены товара" происходят не в колбасном отделе, а в области культуры. Мы постоянно попадаем в ловушки эстетических подобий, когда выигрышные проекты почти мгновенно обрастают состряпанными наспех клонами. И этому нет предела. За примером далеко ходить не надо. Вы едете в машине. В уши лезет стандартная попсовая дребедень, но воспринимается как фон, не более того. И вдруг знакомая мелодия - ностальгический наигрыш знаменитой песенки из кинофильма "Служебный роман". Ухо как-то само по себе улавливает знакомые ноты. Звучат хитовые реплики Мягкова, Фрейндлих, Ахеджаковой. Затем мягкий мужской баритон произносит фразу: "Служебный роман".
Что это? Поначалу возникает предположение о новом варианте анонса любимой картины. Я даже прикинул, может, получится выкроить время и посидеть сегодня у телевизора. Расслабиться, забыться. Но нет. Это, оказывается, на "Радио энергия" придумали новый песенный хит. Нет, извините, не придумали, просто украли.
Технология проста. Взят музыкальный ролик, сделана нарезка голосов. Единственное творческое достижение авторов - тот самый мужской баритон, повторяющий одну и ту же фразу: "Служебный роман". Меня обокрали. Теперь образ любимого фильма будет соседствовать с этой попсовой дрянью. Более того, у меня отняли время, заставили отвлечься от важных мыслей. И это в тот день, когда работа требует практически полной отдачи. Мне скажут, что это малое зло. Подумаешь, три минуты вторжения. Однако это не так, поскольку мы имеем дело с целой системой подмен и интервенций в области создания продуктов культуры. Мое время крадут ублюдочная "Таня Гроттер", вышедшая вслед за "прекрасным" "Гарри Поттером", подделки под театральную и кинематографическую классику.
Я вынужден часами стоять в книжном магазине и придирчиво пролистывать книги. Потому что знаю: в 70 процентах случаев это скорее всего неумелые поделки с красивой обложкой и громкими названиями. Но и это помогает далеко не всегда. Уже дома из трех купленных романов я, "убив" часа три, оставляю для прочтения один. Я трачу время на столь же пустые статьи в газетах, редакторы которых почему-то вообразили, что броский, причем порой совершенно не относящийся к сути повествования заголовок позволит вложить в мои мозги очередную информационную фальшивку. И каждый раз я задаю себе вопрос, как с наименьшими потерями избежать подстерегающих на каждом углу эстетических ловушек. Похоже, выход все-таки есть. |