Кто бы мог подумать, что в мире, сходящем с ума от молоденьких латиноамериканских сенсаций вроде Рики Мартина, Дженнифер Лопез и Энрике Иглесиаса, найдется место для 52-летнего ветерана! Более того, похоже, что Карлос Сантана, 30 лет уже работающий в музыкальном бизнесе, переплюнул их всех вместе взятых. Его предпоследний альбом `Supernatural` определенно бьет по тем же целям, что и у вышеперечисленных артистов, но с той большой разницей, что его музыку можно слушать более двух раз в день и адресована она гораздо более широким слоям населения как в США, так и в Европе.
Карлос Сантана родился в Мексике 20 июля 1947 года в городе Отлан и музыкой начал заниматься, похоже, раньше, чем научился говорить. Еще до школы он стал учиться играть на скрипке, подбадриваемый своим отцом, отличным скрипачом. Однако не суждено было мальчику стать классическим музыкантом - к тому времени как его семья переехала в 1955 году в Тихуану, маленький Карлос уже увлекся рок-н-роллом. Забросив скрипку на шкаф, он взял в руки гитару, начав с подражаний `блюзовым королям` вроде Джона Ли Хукера и Би-Би Кинга. В 13 лет Сантана уже начал профессиональную карьеру - играл на гитаре в стрип-клубах в Тихуане. Там бы он, вероятно, ее и завершил, если бы не перебралась его семья в Сан-Франциско. Где, как не в Калифорнии, совершенствовать мастерство гитарной игры и где, как не в США, делать карьеру музыканта! Единственное, что омрачало пребывание в солнечном штаге, так это необходимость посещать школу.
Как сейчас, вспоминает музыкант: Мне было наплевать на алгебру и все такое, я уже знал, что буду только музыкантом.
В 1966-м, объединив силы с друзьями, Грегом Роли, Газом Родригесом, Майклом Карабелло и Дэнни Харо, Сантана учредил свою группу - Santana Blues Band. Вначале группа перебивалась выступлениями в клубах латиноамериканского квартала Сан-Франциско, но благодаря легендарному продюсеру Биллу Грэхему коллективу со временем удалось сделать себе имя и даже получать приглашения от таких \"авторитетов\", как The Who, Боб Билан, Джими Хендрикс, Майлз Дэвис. Впрочем, и этого мало, серьезный прорыв случился во время Вудстока. Да, во время именно того знаменитого фестиваля 1969 года, на который, благодаря стараниям Грэхема, пригласили и Сантану. Наглотавшись до одури ЛСД и мескалина (без этого тогда было просто нельзя), Карлос с друзьями, что называется, `дал жару`.
После фестиваля интерес к группе вырос невероятно, до общенациональных масштабов, к тому же к этому времени окончательно оформился и их стиль - смесь латиноамериканского `бита`, африканских ритмов и психоделического блюза, да плюс великолепная гитарная игра самого Сантаны. Пришло время для первого альбома. Копаясь, как в copy, в предложениях музыкальных компаний, парни остановились на Columbia Records, которая и выпустила в ноябре 1969 года пластинку `Santana`. Стоит ли говорить, что альбом ждал успех! Все последующие их работы также расходились на ура. Все, что выходило у Сантаны в семидесятых годах, все неизменно становилось, как минимум, `золотым`. Это касается альбомов `Abraxas` (1970), `Santana III` (1972), `Caravanserai` (1972), `Welcome` (1973) и т.д. Я уже не говорю о разных побочных проектах, куда Сантану тянут до сих пор лучшие музыканты планеты.
Где-то к середине семидесятых Сантане слегка поднадоела музыка, которую он до сих пор играл, что, впрочем, вполне естественно для серьезного артиста. Не отвергая, однако, уже достигнутого в мейнстриме, Сантана постепенно начал уходить в джаз. Разумеется, это не могло понравиться всем, тем не менее многие спокойно восприняли эти стилистические изменения, и восьмидесятые годы прошли для Карлоса пусть и без больших взлетов, но все-таки достаточно ярко. Среди его успехов можно отметить такие достижения: его группа стала первой в истории, чье выступление транслировалось на ВВС одновременно по радио и телевидению; `Альбом года` от японских критиков за пластинку `Amigos`; первая в истории награда `Crystal Globe Award` за 5 миллионов пластинок, проданных по всему миру; создание саундтрека для фильма `La Bamba`; наконец, потрясающий `альбом-памятник` Джону Ли Хукеру `The Healer`.
Девяностые годы, как видим, заканчиваются для Карлоса Сантаны куда как хорошо - его композиция `Smooth` установила в 1999 году рекорд в `Биллборде`, пробыв на первом месте 9 недель! Сейчас Сантана находится в том состоянии, когда ему, в принципе, новую музыку сочинять и не обязательно. Достаточно выйти на публику, и все упадут в обморок от восторга. Однако он активно работает и массу времени посвящает благотворительной деятельности. Например, один из учрежденных им фондов раздает направо и налево стипендии молодым талантливым музыкантам.
Кроме того, в девяностые годы публика наконец-то поняла, какого масштаба этот артист, и принялась вручать ему премии. Так, Сантана был удостоен давно уже им заслуженного звания `Легенда Латиноамериканской Музыки`, получил свою звезду на Аллее Славы в Голливуде, а также был избран в американский Зал Славы Рок-н-ролла.
Возвращаясь к тому самому альбому Supernatural, стоит отметить, что он, может быть, и не получился бы столь хорош, если б Сантана не привлек к работе над ним молодежь. И не просто молодежь, а очень талантливых парней и девчонок, зарабатывающих себе на жизнь не только исполнением, но и сочинительством. Это белый южноафриканец Дейв Мэтьюз, черная американка Лорин Хилп, Everlast, Wyclef Jean, Eagle Eye Cherry. Результат совместных усилий оказался более чем впечатляющим - почти полтора миллиона копий уже продано, а об успехе композиции `Smooth` я уже упоминал.
Сейчас Сантана говорит, что это не случайность, а его план, согласно которому у него, предпенсионного возраста человека, должно получиться `протолкнуть` свои песни в эфир школьных радиостанций. План сработал на все сто.
|