Из Государственного Центра современного искусства, специально для http://www.openmusic.ru/, Леди.
Прежде чем поведать о самом фильме, замечу, что я не очень люблю картины в жанре этакого голого, ничем не прикрытого, реализма (то ли потому что не доросла еще до них, то ли потому что, слава Богу, родилась и выросла в благополучной семье, счастлива и веду насыщенную жизнь), но изредка все-таки смотрю, чтобы не слишком отрываться от реальности, да и просто иметь представление о других сторонах жизни и о таком кино. Правда, справедливости ради надо сказать, что из всех подобных фильмов, которые я видела, это самое интересное!
Чуть-чуть о режиссере. Джим Джармуш – 52-летний американский режиссер, 25-летняя карьера которого насчитывает лишь 6 фильмов, в которых в свое время снялись Вайнона Райдер, Билли Боб Торнтон, Джонни Депп и др. Его нельзя назвать известным широкому кругу зрителей, поскольку он снимает кино из разряда "не для всех". В свое время Джармуш снял фильм «Более странно, чем рай» /"Stranger Than Paradise", который был отмечен "Золотой камерой" (приз за лучший дебют) на фестивале в Канне 1984 года. Также знакомо звучит название последнего творения режиссера «Кофе и сигареты» (2003г) с Джонни Деппом. «Бессрочный отпуск» - это первый фильм Джима Джармуша. В нем показан небольшой отрезок жизни молодого американца. Он относится к типу людей, которых называют «перекати-поле». Они не заботятся ни о чем и ни о ком, и постоянно находяться в каком-то своем мирке. Его дом разбомбили во время войны, отец умер, а мать сошла с ума. Он переезжает с места на место, от одной девушки к другой, перебивается случайным, чаще всего нелегальным, заработком, мотается по городу, пытается веселиться… Но старая и глубоко скрытая в душе боль не оставляет его в покое и периодически дает о себе знать. И как только ему вновь становится одиноко и тоскливо, он меняет место и окружение, и все повторяется вновь!
Режиссер показывает один из таких «переломных» моментов, когда при очередном приступе хандры, он решает пройтись по местам своего детства, навестить мать в сумасшедшем доме… В один из дней в кинотеатре негр (тоже немного не от мира сего), рассказывает о джаз-музыканте. Его музыка была слишком пргрессивной для своего времени, он подался в Париж, чтобы, возможно, там найти понимание, но тщетно – Европа оказалась еще более консервативной, чем Америка. И непризнанный гений кончает жизнь самоубийством. Пораженный историей, паренек решается также попытать счастье в Европе и, может быть, найти там пристанище. По иронии судьбы на пристани он встречает такого же скитальца, как и он сам, только прибывшего из Парижа, чтобы искать счастье здесь в Нью-Йорке. Уже поднявшись на борт судна, главному герою приходит в голову философское осмысление своего положения, своей судьбу: «Возможно, я турист, отпуск которого никогда не заканчивается?»
Это, несомненно, фильм про несчастных людей, чье детство было тяжелым и которые, уже будучи взрослыми никак не могут найти свое место и свой путь в жизни. Фильм хороший! Но не воспринимаю я такое кино, серое, без особого сюжета, где история неторопливо тянется, а герои не торопясь перетекают из одного грязного, маргинального местечка в другое. Да, я испорчена яркими голливудскими картинками и сказками про Золушку! Да, я люблю хэппи-энды! Ну, и что? Все и так знают, что жизнь – штука тяжелая и несправедливая, в мире много несчастий и проблем! Но кому будет хуже, если мы будем чаще улыбаться и смеяться, смотря добрые и трогательные комедии (не путать с дурацкими «фильмами» про американских придурков!), и плакать… от счастья в конце очередной далекой от реальности истории со счастливым концом... |