Режиссер: Анджей Вайда
В ролях: Даниэль Ольбрыхский, Станислава Челиньска, Тадеуш Янчар.
Этот фильм сразу же был воспринят как послесловие Вайды к его трагически-романтическим балладам и драмам о войне, поставленным в 50-е годы. Само название звучало символично и полемично — так же художественно смело режиссер начинает свою картину: под звуки восхитительно-умиротворяющей музыки «Осени» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди освобожденные узники концлагеря расправляются с ненавистным капо, буквально втаптывая его в дерьмо. «Пейзаж после битвы» — лента уже умудренного автора, познавшего, что в этом мире предназначено «все на продажу», а жизнь человеческая нередко напоминает условную, но беспощадную «охоту на мух». Вайда не переоценивает заново былые ценности — он словно меняет оптику в кинокамере или переключает музыкальные регистры. Потому что по-прежнему для лучшего режиссера Польши тех лет не было ничего важнее человеческой драмы.
Трудно остаться человеком, сохранить живую душу в нечеловеческих условиях во время войны и исторических потрясений — еще сложнее вернуться к прежней жизни, будучи опустошенным, физически и нравственно искалеченным. Война кончилась — битва с самим собой все равно продолжается. Вообще не может быть покоя и мира для того, кто понимает, что борьба бытия с небытием не знает перерыва.
Молодой Даниэль Ольбрыхский, альтер-эго Вайды, счастливо, но по-своему заменивший для него рано погибшего Збигнева Цибульского, играет в «Пейзаже после битвы» бывшего узника концлагеря, человека, на долю которого выпало рано повзрослеть. |