Великобритания - США, 2004.
Режиссер Марк Фостер.
В ролях Джонни Депп, Кейт Уинслет, Джули Кристи, Дастин Хоффман.
106 мин. Литератор Джеймс Барри (Депп), прогуливаясь по парку, познакомился с мрачным мальчиком Питером, его мамой (Уинслет) и тремя братьями. Папа у мальчиков уже умер от рака, а мама, по-видимому, больна туберкулезом. Барри стал играть с детьми в пиратов и индейцев, помогать маме и писать «Питера Пэна».
Когда взрослый мужчина не хочет (не способен?) вырасти, можно назвать это инфантильностью или, скажем, придурковатостью, а можно — умилиться его фантазии и непосредственности. В принципе, оба суждения верны, и выбор позиции гораздо больше говорит о субъекте, чем об объекте. С этим фильмом то же самое. С одной стороны, приемы Форстера («Бал монстров») грубоваты и методы сомнительны: он — как, кстати, и в «Бале» — откровенно манипулирует эмоциями и использует при этом сироток и смертельно больных женщин. В то же время победителей не судят, и приходится признать, что многие из пущенных стрел достигают цели. Помогает не столько меткость, сколько выдержка: фильм ритмически безупречен, у режиссера всякий раз хватает вкуса оставить напрашивающуюся, но лишнюю сцену за кадром и закончить эпизод ровно в тот момент, когда еще секунда — и с неба посыплются карамельки; иначе говоря, «Страна» в первую очередь хороша тем, что идет полтора часа, а не два.
В кукольной поствикторианской Англии, с самой зеленой травой и самыми вежливыми мальчиками, нет места венским ночным кошмарам, и Форстер, несмотря на табличку «Основано на реальных событиях», едва ли заинтересован в реальном Барри, который, судя по всему, был человеком с как минимум травмированной психикой. Здесь он этакий добродушный чудак, слегка эксцентричный, но без всякой болезненности, подчеркнуто асексуальный — Питер Пэн, прекративший взросление задолго до переходного возраста и связанных с ним сомнений. Деппа довольно странно видеть в роли друга всех детей, но, хотя временами он все же дает Тома Хэнкса, глаз быстро привыкает. Труднее смириться с тем, что на его долю не досталось никакой драмы, его герой цельный, а потому малоинтересный. Режиссер иногда пытается заглянуть в мысли драматурга и визуализировать творческий процесс, однако делает это настолько в лоб и буквально, что эпизоды кажутся чисто декоративными.
Драма же достается мальчикам — но и тему смерти ближнего Форстер отыгрывает аллегро. Аналогичный кошмар в мучительном «Бале монстров» изживался истериками, в снисходительной к зрителю «Волшебной стране» рецепт куда проще: надо, примерно, хлопнуть в ладоши и сказать: «Я верю в фей».
|