Для киноманов, знакомых с творчеством режиссера Уэса Андерсона, поставившего такие замечательно нетипичные фильмы, как "Академия "Рашмор" и "Королевские Тененбаумы", его новый фильм "Водная жизнь со Стивом Зиcсу" не станет откровением.
Людей, ничего не слышавших об Андерсоне, своебразный глубоководный юмор этой картины может повергнуть в состояние легкого недоумения.
Как бы там ни было, "Подводную жизнь" можно со спокойной душой назвать омажем легендарному исследователю морских глубин Жаку-Иву Кусто, чьи документальные фильмы в 40-60-х годах прошлого века произвели настоящий фурор, погрузив обыкновенного зрителя на самое дно океана. Как и Кусто, главный герой фильма Андерсона Стив Зиcсу (как обычно флегматичный Билл Мюррей) — знаменитый "подводный" документалист, достигший в прошлом определенных успехов на международной арене. Имеется даже детский фан-клуб Стива, носящий его гордое имя.
Впрочем, слава — вещь проходящая, и вот уже популярность стареющего Зиcсу и его картин переживает не самые лучшие времена. Плюс к тому со Стивом приключается настоящая подводная трагедия — его лучшего друга поедает мифическая "ягуарная акула". Отважному покорителю подводных миров не остается ничего другого, как отправиться на поиски злобного пожирателя, дабы отомстить тому за безвременную кончину друга. Стив и его команда, облаченные в смешные красные шапочки и снабженные "глоками", уже готовы пуститься в далекую экспедицию на своей видавшей виды шхуне "Белафонте", как вдруг на Зиcсу снова обрушиваются напасти, причем сразу две. На палубе практически одновременно появляются сексапильная беременная журналистка Джейн Уинслетт-Ричардсон (Кейт Бланшетт), желающая написать о Стиве статью, а также некто Нед Плимптон (Оуэн Уилсон), молодой человек, являющийся, по его собственным словам, внебрачным сыном Зиcсу, о котором "морской волк" слыхом не слыхивал…
Уэс Андерсон относится к той когорте голливудских режиссеров, которые не прогибаются под тамошние стандарты и способны позволить себе выкинуть какой-нибудь фортель, не утруждаясь объяснить оный толстосумам-продюсерам, обожающим, чтобы все в фильме было ясно и понятно даже самому среднему обывателю. Один из таких фортелей в "Водной жизни" — океанская фауна, искрящая невообразимыми красками. Для того чтобы погрузить нас в волшебный мир океанских глубин, Андерсон пошел на, казалось бы, ничем не объяснимые манипуляции: он пригласил в картину аниматора Генри Селика ("Кошмар перед Рождеством"), чтобы тот сам нарисовал на компьютере нереальных подводных обитателей: ту же "ягуарную акулу" или сказочно красивого морского конька цвета радуги. К чему, спрашивается? Да просто так, "для красного словца"…
То же самое относится и к специфическому андерсонскому юморку, совсем не очевидному, как в иной голливудской продукции. Возьмите, к примеру, пародийную историю с морскими пиратами, когда те, захватывая "Белафонте", берут в заложники бухгалтера и уединяются на пустынном острове, а команда Зиcсу отправляется спасать своего товарища. Или негра-матроса, который на протяжении всего фильма перепевает песни Дэвида Боуи на португальском языке. Или хотя бы девушку-ассистентку Стива, расхаживающую по экрану исключительно топлесс.
Актерский состав у Уэса Андерсона подобран, как всегда, безупречно. Билл Мюррей, как и в любом другом фильме, где ему не надо согласно сценарию совершать резких движений, достигает пика своего актерского мастерства. Любимчик и друг Андерсона по жизни Оуэн Уилсон в отличие от блокбастеров, где он снимается ради денег, в "Подводной жизни" доказывает, что способен еще играть и просто так, ради удовольствия. Ну а гений небольших камео Уиллем Дефо, выступивший здесь в роли сентиментального немца Клауса, вообще в представлениях не нуждается.
В общем, у Андерсона получился довольно забавный фильмец, который, быть может, не всякому придется по душе, но для способных оценить юмор, не плавающий на поверхности, а сокрытый на небольших океанских глубинах, "Водная жизнь со Стивом Зиcсу" — самое то. |