Режиссеры Фентон Бейли и Рэнди Барбато;
Текст читает Деннис Хоппер;
В кадре - Уэс Крейвен, Джерард Дамиано, Ларри Флинт, Хью Хефнер, Ксавьера Холландер, Эрика Джонг, Линда Лавлейс, Норман Мейлер, Камилла Палья, Гор Видал, Джон Уотерс.
США, 2005 г. 92 мин.
До 1972-го года порно показывали в подпольных кинотеатрах для мужчин в длинных плащах с прорехами в карманах, и были это не фильмы, а закольцованные ролики пленки с одним единственным половым актом. В фильме же, снятом Джерардом Дамиано, был сценарий, кое-какие актерские потуги, какой-никакой бюджет и лошадиная доза юмора.
Потому-то в театры и потянулся обычный люд - посмотреть на такую диковину. Затем в "Таймс" вышла статья о фильме, озаглавленная "Порно-шик", и на фильм двинула нью-йоркская элита. Слово "порнография" до 70-х было скорее медицинским термином. Семидесятые стали эпохой порнографии. Неудивительно, что источнику, слившему информацию в СМИ, давшей начало Уотергейту и отставке Ричарда Никсона, дали кличку "Глубокая глотка".
Фактов, ярких персонажей и архивных кадров по "Глубокой глотке" хватит на целую мыльную оперу - рьяные документалисты Бэйли и Барбато признались, что для своего фильма отсняли более 800 часов материала. Вот Джерард Дамиано, бывший парикмахер, подавшийся в порно-режиссеры лишь для того, чтобы "ему давали". Вот его сподвижник, говорящий, что Дамиано подходил к съемкам порно, как "Люк Годар и все эти французские пацаны". Вот главный актер Гарри Римз, прошедший все ступени - от славы через алкоголизм, наркоманию и судебные процессы к христианству и работе скромным риэлтором. Судьба главной героини, той, что вырастила клитор в своей глубокой глотке, Линды Лавлейс, прослеживается через родных и архивные кадры - в 2002-м году актриса погибла в автокатастрофе. Помимо того, еще есть целая очередь ветеранов порно, отснятых на фоне своих буржуазных интерьеров и переживающих сейчас глубокую старость. Все они, надо сказать, крайне забавны.
Структура фильма, намеренно ли, невольно ли, повторяет известную художественную сагу о крестных отцах порно, "Ночи в стиле буги" [1997]. Семидесятые изображены как золотое время (и по кадрам можно почувствовать себя ньюйоркцем, стоящим в очереди за билетиком на ХХХ, с усами подковой и в вишневых ботинках на платформе), все портится с появлением видеомагнитофонов и 80-х, а сейчас - судите сами. Авторы идут далековато в своих выводах, прослеживая влияние "Глубокой глотки" аж на Бритни Спирс, мелькающей среди неоновой наружки. Но то, что влияние в целом имеется, бесспорно. Только ленивый с тех пор не смонтировал кадры полового акта с взлетом ракеты. Первопроходцем в этой всегда работающей киноаллегории был именно Джерард Дамиано. И дабы не забывать это, может, имело смысл показывать документалку в одной связке с оригиналом - тем более, что недавно, кажется, выходила обрезанная версия. |