Современный зритель - существо очень требовательное. Подавай ему зрелищный фильм и все тут, ах да - и сюжет, чтоб был завернут как надо, чтоб смысл был.
«Как я им смысл воткну, если все деньги ушли на зрелища?» - наверное так, сидя за бутылкой пива, думают многие режиссеры, перед тем, как начать снимать очередной экранный шедевр.
Действительно, фильм ужасов - кино специфическое: напугать современного зрителя в условиях общей нестабильности в обществе, наличия банд-формирований, террористических организаций, сект, не прекращающейся угрозы войны и т. д. очень и очень сложно. Тут уж режиссерам, сценаристам приходиться очень сильно попотеть.
*Монстры надводные*
Ну да. Человек всегда придумывал себе всяких монстров. Начиная от античных мифов до славянских сказок. Тут вам и Циклопы и Сциллы, Драконы, Змеи всякие. И все норовят, либо перегаром дыхнуть на доброго молодца, либо зубками пощелкать.
Эта тема просто кладезь для современного режиссера. Во время просмотра фильма часть людей уже начинают пугаться в самом начале, узнав, что в фильме будет монстр. Так что режиссер может иногда этого монстра вообще в фильм не включать. Делается это просто: камера устанавливается на уровне предполагаемых глаз монстра и двигается на жертву. Жертва поворачивается, видит устрашающего вида оператора, опутанного проводами и устройством для ношения камеры, вскрикивает и картинка тухнет.
Для приличия в последний момент желательно, чтоб помощник оператора помахал перед камерой какой-нибудь лапой с когтями. Потом обязательно надо показать растерзанное тело во всех его анатомических подробностях и задумчивых полицейских. На первый взгляд, все вроде выглядит, как рядовое самоубийство, но что-то в открывшемся перед ними анатомическом театре настораживает. И точно! Тут является молодой следователь, слушает, что ему говорят очевидцы:
- Я видела большого хомяка с зелеными глазами. - Да нет, это был бизон, но выглядел как ежик. - Нет, это была кошка, большая кошка, но без хвоста. Он подумает, подумает и скажет: - Нет, мужики, это был большой волосатый Годзил. Он пришел из канализации. Я там уже все обнюхал. Пошли за его яйцами (имеется в ввиду, что Годзил размножается яйцами).
*Монстры подводные*
Можно задать вопрос: чем отличается подводный и надводный монстр? Отличия есть и не только физиологические. Хотя б уже тем, что надводный монстр, если очень постарается, то может еще и сказать что-нибудь на человеческом языке, хотя бы перед смертью. А подводным монстрам сколько не тужься, а жабры мешают. Да и кто с ними под водой будет разговаривать?! Витас разве только споет им какую-нибудь из своих симфоний. Так что режиссерам надо постараться вовсю, чтоб получился действительно страшный фильм. А в таких случаях все средства хороши: и музыка, и свет, и подводные съемки. Тут одним только озерцом с надувным осьминогом не обойтись. (Имею ввиду Эд Вуда.)
*Монстры воздушные*
Вампир он и в Африке Вампир, а про Румынию и говорить нечего. Одни эмоции. Что бы создатели фильмов делали без вампиров - ума не приложу. А ведь действительно, сколько эти вампиры кровушки попили на экранах за все время, с момента появления в кино. Актер Лугоши на протяжении всей жизни играл вампиров и приказал похоронить себя в костюме Дракулы. Потом эстафету перехватил Кристофер Ли и тоже нес ее по жизни. Да как нес-то! Саруман отдыхает!
Сюжет подобных фильмов довольно простой. Все основные сюжетные линии Брем Стокер давно описал в своем легендарном романе. Этих линий еще распутывать и распутывать. Некий Носферато возрождается и начинает свое кусачее дело. Вскоре люди начинают понимать, что происходит что-то странное и начинают пытаться переварить то, что они поняли. К тому времени покусанные жертвы тоже воскресают и продолжают двигаться по намеченному пути своего вождя. Тогда появляется некий живчик, который предлагает их всех мочить серебряными пулями, но вовремя вспоминает, что это от оборотней. И мочить пулями, пусть даже серебряными существо, которое и так уже мертво, не рационально. К этому моменту самое время появиться некоему чокнутому деду Ван Хельсенку. Он прописывает всем чеснок и крест. Эти символы - чеснок и крест преследуют бедных вампиренышей из фильма в фильм. Иногда эти символы принимают экзотический вид: например, если взять дробовик и скрестить его с ножкой от табуретки, то тоже сойдет. А за неимением чеснока, выручает святая вода. И тут начинается то, ради чего все и затевалось: на сцене появляется кол и молоток. Вот уж действительно легендарные орудия труда. Ну а дальше все и так ясно: колышки расставили, святой водой попрыскали и к стороне.
*Маньяки*
Появление маньяка в фильме автоматически переводит его в разряд фильмов-триллеров. И действительно, раз режиссер взял в картину маньяка, значит там он должен не только когтями махать (я имею ввиду бритвами, ножами), он должен еще давить на людей психологически. А иначе бы сошел и монстр, опять-таки и денег на маньяка много уходит, а в монстра вполне можно переодеть помощника по костюмам на пол ставки.
А с маньяком, так не получится. Тут нужен характерный актер с большим гонораром. Конечно есть исключения, как, например, было с реквизитором нашумевшего сериала Твин Пикс. Попросил его Дэвид Линч сыграть страшного дядьку - не отказался реквизитор. Но это ЛИНЧ! Как говорится, Кесарю - кесарево, а Линчу - того самого и причем по гроб жизни.
Сюжет триллеров с использованием всяких маньяков тоже буквально пестрит разнообразием.
Куда следователь ни приходит, всюду находит море трупов. Ну, вроде бы нашел ты труп, так радуйся. Так нет, он трупы оставляет патологоанатомам, а сам ищет знаки на стенах. И самое интересное - находит. Увидит знак Скорпиона и надолго задумывается. Скорпион - это неспроста. В предыдущей квартире был знак - Весы. Ага, круг поисков следующей жертвы сужается, надо выставить охрану всем стрельцам в городе. Этот парень видно хочет собрать весь зодиакальный круг. Потом следователь вспоминает, что до этого уже был подобный случай. Но тот маньяк остановился на Весах, и когда весь город грудью встал, чтоб защитить ни в чем не повинных скорпионов, он замочил козерога. Как потом выяснилось, это произошло из-за того, что он умел считать только до 10.
Значит у того маньяка появился более образованный последователь и т.д. и т.п.
*Демоны*
Вместо эпиграфа:
/Церквей должно быть много, потому как отпускать грехи дело хлопотное, а грешники не любят стоять долго в очередях./
Сначала люди занимались собирательством, потом стали использовать каменные орудия, затем железные, потом электронные. Технологию человечество развивало постепенно. А вот религия существовала с момента его зарождения. Она конечно изменяла свои виды и формы, но верить в сверхъестественное человек не переставал никогда.
Появление на мировых экранах фильмов: «Конец света», «Стигматы» и др. говорит о том, что религиозные корни остаются в каждом из нас, и создатели фильма не забывают их хорошо поливать. Что же мы наблюдаем на наших голубых экранах.
Обычно суть подобных фильмов материализовать черного властелина преисподней. Но сам он материализоваться не хочет, так что его приспешникам приходится изрядно попотеть, чтобы выполнить сей обряд. То им нужно собрать какие-то книги и потом долго читать их страшным голосом, то для этого нужно какие-то медальоны собрать, то какие-то кристаллы. В общем, черт знает что. Квест, одним словом. Как говорится, не так страшен черт, как его шестерки.
Кстати, о шестерках. Конец прошлого тысячелетия стал прямо-таки генератором идей для создателей фильма подобного рода.
1998. Вроде бы обычный год. Ребята подумали, подумали и придумали. Как это обычный! Да если 1998 разделить на 3, знаете что получится? 666. Да это же тема на несколько полнометражных фильмов, я уже не говорю про сериалы.
Правда, потом задумались, для полной ясности нужно еще тройку к чему-то привязать. Решение нашлось сразу. Отец, сын и святой дух. Святая троица. Вроде б хорошо, но фильм-то о демонах, значит Сатана, Антихрист и Ложный пророк.
1999. Опять-таки вроде год обычный. Так нет, не обычный! Да если это число перевернуть, да единицу к черту послать, знаете что получится? Опять 666. Да это же тема на... дальше сами знаете.
2000. Ну тут сам бог велел. Линолеум, т.е. Миллениум. Все любят красивые даты, и Люцифер не исключение. Самое оно материализоваться.
Сюжет проистекает следующим образом. Некий служитель церкви, который стал сомневаться в вере, берет тем не менее на себя кровную задачу остановить приспешника дьявола (иногда эту миссию пытается выполнить человек, не связанный с церковью). Обычно этот приспешник выглядит как огурчик: молодой, хорошо одетый, с лицом, сошедшим с обложки журнала «People».
Вначале обычно все развивается довольно спокойно. Посланец дьявола начинает педантично собирать все предметы для обряда воскрешения: кристаллы, книги и т. д. А главный герой роется в старинных книгах. И в одной из них находит решение всех своих проблем. А дальше происходит их поединок. Герой стоит перед посланцем, держа в левой руке крест, а в правой стеклянку с святой водой.
- Изыди, ты, демон! - Как это изыди, я только пришел? - Я изгоняю тебя во имя отца-сына! - Ты же не веришь в этот крест, в эту воду! - Я верю, во имя людей, что ты погубил, я изгоняю! В общем суть, я думаю, понятна. А в конце, как всегда - полный аминь.
*Инопланетяне*
Еще не решен окончательно вопрос: есть ли жизнь на Марсе, нет ли? А режиссеры, сценаристы уже готовы во всеоружие запечатлеть космическую интервенцию зубастых корсаров.
Кто с мечом к нам придет, тому все щупальца им и порубаем. Обычно в фильмах ужасов инопланетяне - это не шибко интеллектуальные ребята. Чаше всего какие-нибудь или слизняки или микробы, или, черт их знает, зубастики какие-то. Обычно эти существа прибывают на матушку-Землю попутным транспортом: с метеоритом, с кометой и другими подобными космическими объектами. Иногда просто какие-нибудь инопланетяне случайно потеряют подобную прелесть в земной атмосфере и т.д. Ну а дальше все как по учебнику: сначала съедается собака, потом корова, затем несколько человек. Потом с последним уцелевшим человеком этот пришелец доставляется в большой город. Пришелец забивается в канализацию и хрен его от туда выкуришь. А там под землей столько всего вкусного. И рабочие в ночной смене, и панки, и бомжи; опять-таки радиоактивные отходы. В общем, снимать - не переснимать.
*Гаденыши*
Говоря о чудовищах, не следут забывать про всяких букашек да таракашек - так называемых коллективных животных. Обычно такие твари забронированы для фильмов-катастроф, но и в хорроре играют роль далеко не второстепенную. Как правило, эти милые создания используются в декоративных целях. Любой полуразложившийся труп, обработанный червями, выглядит куда убедительнее, нежели просто изрезанная на куски туша. Вы только представьте их заботливое копошение в мертвых глазницах, их паническое бегство после легкого надавливания на обугленную плоть, как сразу проникнетесь атмосферой момента.
Второй способ применения - в качестве неразлучных спутников более габаритных монстров, о которых уже упомянул Макс. Они могут служить им пищей, бижутерией, косметикой, но могут быть и оружием. Ярчайший пример тому - библейские полчища саранчи.
Третий способ - создать на их основе некий социум, способный противостоять человечеству. Тут от хоррора до фильма-катастрофы один шаг - все дело в изобразительных средствах.
Четвертый способ самый бездарный - вырастить из ничтожного таракана безбашенное чудище (читай: сделать из мухи слона) и свести задачу к одному из рассмотренных типажей.
tramvision.ru |