Когда вы говорите «Голливуд», наверняка у вас возникают ассоциации с белокурыми бестиями, безудержными драками, льющейся кровью, лихими погонями на всех видах транспорта... А когда мы говорим «французское кино»? Не правда ли, странно, но в голове в первую очередь возникают имена: утонченный красавец Ален Делон, отважный Жан Моро, несравненный Бельмондо, смешной Бурвиль...
Отчего так?
Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, нужно вернуться в истории в декабрь 1885 года – именно в 28 день этого месяца братья Люмьер показали свой первый фильм. И родился кинематограф.
Изначально, кино должно было показывать то, что нельзя было увидеть в обыденной жизни – только тогда оно могло притягивать к себе зрителя. Таким образом, первое кино стало развиваться как трюковое, зрелищное. Изобретатель этого киножанра – Ж. Мельес и фирма «Фильм д’Ар».
Ими же был сделан шаг в том направлении, которое и обусловило дальнейшее и сегодняшнее французское кино: для участия в фильмах были приглашены известные театральные актеры, композиторы, драматурги. Кино обрело статус «театра для всех». Именно участие видных театральных актеров, их профессиональная игра сделали к 1910 году кино необычайно популярным. Особым успехом пользовались кинокомедии с участием М. Линдера. Публике понравился и новый жанр – авантюры Л. Фейада.
До начала первой мировой войны практически 90% всей кинопродукции выпускалось во Франции, где наиболее значимыми были компании «Пате» и «Гомон».
Культурная жизнь Франции, законодательницы в мире искусства, не могла не заметить новое изобретение. Как и во всяком искусстве, в кино появился авангард. Авангардисты в своем использовании разных экспериментов открыли в кино новые возможности его выразительности.
Все это протекало с бурными спорами о роли, месте и способах, с возникновением киноклубов, которые, безусловно, смогли повлиять на развитие кино во Франции, пропагандируя лучшие образцы уже мировой киноиндустрии.
В начале 1950-х годов любовь публики и известность завоевывают блистательные актёры: Жерар Филип, Бурвиль, Жан Маре, Мари Казарес, Луи де Фюнес, Серж Реджани и другие.
Следует подчеркнуть один интересный момент в истории французского кино: только в этой стране всерьез возникло движение, требующее запрета использования кино в коммерческих целях.
Период после второй мировой войны стал поворотным в формировании французского кино. Главное, что произошло в то время – решительный поворот киноискусства в сторону гуманизма. Это сделало каждый фильм и каждую роль насыщеннее, психологичнее, глубже. Создатели фильмов обращаются к истории, к классике литературы. И это было оправдано.
Мировую известность получают экранизации французской классики: «Пармская обитель» (1948), «Красное и чёрное» (1954), «Тереза Ракен» (1953). Особым гуманизмом был пронизан фильм А. Рене «Хиросима, любовь моя» (1959), который сыграл важную роль в развитии французского кино.
Это был период так называемой «новой волны» французского кино. Это волна подняла на своем гребне более 150 имен новых режиссёров, среди которых наиболее известными стали Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Лелуш, Клод Шаброль, Луи Маль. А 1964 и 1967 годах были созданы фильмы-мюзиклы режиссёра Жака Деми — «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора», известные и любимые и сегодня.
Но куда громче имен режиссеров и названий самих фильмов звучат в 1960—1970-х годах во французском кино имена актеров: Ален Делон, Жана Моро, Катрин Денёв, Жан-Луи Трентиньян, Жан-Поль Бельмондо, Анни Жирардо. Французские комики Пьер Ришар, Жерар Депардье, Колюш были исключительны в своей игре, оригинальны, что принесло им популярность далеко за пределами страны.
Исключительная утонченность игры актеров, психологизм событий, драматизм сценария – это современное французское кино. Добавьте к этому своеобразную французскую пикантность, мастерскую работу операторов, обеспечивающих художественную красоту съёмок, и вы получите полное представление о французском киноискусстве.
Сегодня его стиль определяют всемирно известные режиссёры Люк Бессон, Жан-Пьер Жене, Франсуа Озон и популярные актёры Софи Марсо, Жан Рено, Кристиан Клавье, Одри Тоту, Мэттью Кассовитц.
В конце необходимо отметить одну очень существенную для любого кино деталь: правительство Франции активно содействует развитию и экспорту национального кинематографа.
mirovoekino.ru |