Шоковая терапия, набравшая скорость в кинема-тографе к концу прошлого века, постепенно перешла в инерцию. Секс, стрельба, мордобой приелись зрителю до тошноты. Появилась ностальгия по вечным ценностям – любви, добру, верности, патриотизму.
На телевидении попытались заполнить эту нишу показом классических советских фильмов. Расчет был сделан на старшее поколение зрителей. В какой-то степени он оправдался: дедушки и бабушки вспомнили былое. Но поколение активное в настоящее время, на эту удочку не поймалось. Жизнь изменилась круто и поиск своего места в ней, совершенно не напоминает индустриальные заботы героев социалистической эпохи.
Западные стереотипы тоже не волнуют сердца. Герои звёздных войн, шпионские сериалы, страсти вокруг привидений и барабашек вызывают, если не отвращение, то скуку. А посмотрев подобные фильмы, всё больше думаешь о зря затраченном времени.
Улавливают ли назревающую тенденцию наши ведущие сценаристы и режиссёры, во что готовы вкладываться продюссеры? Традиционный фестиваль в Сочи “Кинотавр”, собравший лучшие ленты на суд жюри показывает серьёзную озабоченность киносветил и бизнесменов от кинематографа. Например, наш живой классик Андрей Кончаловский представил свой новый фильм “Глянец”, претендующий на понимание российской современности. Сюжет, откровенно говоря, банален. Швея Галя из Ростова-на-Дону едет покорять столицу. В модели её не взяли и девушка, не пав духом, устроилась мастерицей к известному модельеру, затем помощницей по хозяйству к владельцу элитного модельного агентства.
Однажды Галя знакомится с очень богатым и очень пьющим олигархом. Герою, за делами и алкоголем, некогда искать себе жену. Героиня, вместо того, чтобы потакать ему, кричит: “Пить надо меньше!” Смелый и решительный поступок ошеломил олигарха и он делает Гале предложение выйти замуж.
Понравится фильм современному зрителю или нет, конечно, не в компетенции жюри. Но попытка маститого режиссёра, хотя бы выйти за круг привычных с 90-х годов крутых сюжетов, не подлежит сомнению.
Человеческим теплом и решимостью творить добро покоряет фильм бывшего мастера рекламных роликов, а ныне начинающего кинорежиссера Ярослава Чеважевского. Его фильм “Кука” повествует о судьбе молодой одинокой женщины, социального работника, и сироты, получающей пенсию за умершую бабушку. Полная сердечности история не могла не закончиться добром.
Впрочем, российские фильмы, участвующие в различных конкурсах и поступающие в прокат, с сюжетами не замешенными на крови, постепенно становятся если не доминирующим, то заметным явлением в кинематографе. Наряду с этим явственно проступает тяга режиссёров вновь пересказать зрителям классиков, вспомним, для примера, “Идиота” и прекрасную игру Евгения Миронова в главной роли.
Однако, несмотря на характерный поворот к лучшим традициям кино, после полёта с завязанными глазами в 90-е годы, остаётся сожалеть о том, что герой нашего времени ещё не найден. Его всё ещё продолжают искать. Но этот поиск, уже успех и торжество моральных принципов над стяжательством и цинизмом.
mirovoekino.ru |