Ещё со времен немого кино в фильмах используется музыкальное оформление для создания настроения зрителя и управления этим настроением. Никто не сможет оспорить это, однако в попробуем немного разобраться в возможностях музыки, в способах применения и технологии применения.
Прежде всего следует обратить внимание на то, что каждому кинематографическому жанру отвечают разный общий музыкальный фон. И с самого начала фильма, с первых аккордов и инструмента, на котором они берутся, появляется предчувствие того, что будет происходить на экране. Легкая молодежная комедия здоровается со зрителем быстрым легким ритмичным панк-роком от известных групп, триллер и ужасы – диссонирующим и оттого чуть режущим слух звукосочетанием на нескольких, чаще всего симфонических инструментах, романтический фильм поприветствует волнующим гармоничным перебором, а боевик – незапоминающейся мелодией известных поп-музыкантов. Это классический метод передачи настроения, когда между зрительными образами и звуком налажена устойчивая связь, призванная подготовить зрителя к более полному погружению в символьный мир экрана. Абсолютное большинство фильмов делается в рамках концепции следования звукоряда за происходящим, и мы зачастую получаем возможность предсказания дальнейших событий не только на основе логики развития событий, но и на основе подсознательных ассоциаций, которые провоцируются музыкой.
Однако к такому музыкальному сопровождению все привыкли и прекрасно понимают, для чего оно нужно. Поэтому в некоторых картинах используются обращающие на себя методы построения звукоряда. К таким картинам относятся прежде всего художественные фильмы о жизни и творчестве разнообразных музыкальных коллективов, которые озвучиваются композициями этих коллективов. Это логично и понятно, и зачастую именно музыка становится причиной популярности картины, не имеющей больше никаких достоинств. Подобные же причины популярности у картин, в которых снимаются музыканты, ведь для конкретного фильма они создают саундтреки из композиций, не выпускаемые на альбомах.
Звукоряд в картинах большинства выдающихся режиссеров чаще всего тоже привлекает внимание. Обычно они нестандартны, добавляют глубину и многозначность фильму, помогают быстро ориентироваться в происходящем и запоминаются надолго. Наиболее известными из них на сегодняшний день, возможно, являются саундтреки из фильмов Тарантино, которые в свое время сломали ряд сформировавшихся в сознании зрителей и кинопроизводителей стереотипов и сыграли значительную роль в широкой популярности и известности гениального режиссера. Стоит упомянуть ещё об одном способе использования музыки в фильмах. Это намеренно диссонирующий звукоряд, который акцентирует внимание зрителя на возможности альтернативного взгляда на некоторые вещи. Наиболее ярким, а возможно и первым, примером такого использования музыки стал откровенный фильм С. Кубрика «Заводной апельсин», в котором сцены молодежной жестокости, драк и издевательств происходят под возвышенные мотивы классических композиций Моцарта.
Любой звук в фильме неслучаен, каждая нота, извлеченная из инструмента, стучится в сердце зрителя в попытках донести ему настроение, будоража его сознание, провоцируя эмоции. Без музыки кинематограф обеднел бы эмоционально настолько, что вряд ли сыскал бы себе имеющуюся популярность. А главная задача зрителя – слушать, слышать, чувствовать и понимать.
mirovoekino.ru |