Для начала определимся, что же такое ремейк. В русский язык слово пришло из английского, имеет два варианта написания – римейк (согласно транскрипции) и ремейк (согласно написанию). В обоих случаях имеется в виду более новая версия изданного ранее произведения. При этом в английском языке слово ремейк применяют исключительно к фильмам, мюзиклам и спектаклям, в то время как на русском ремейк чаще используют в музыке. В статье мы постараемся дать общую характеристику явлению ремейков в кино, подумать над тем, можно ли называть это явление полезным для культуры или же это лишь маркетинговый ход, ещё один приём законного отбора денег у населения.
Итак, слово ремейк (будем придерживаться этого, более распространённого написания) означает фильм, за основу которого взят другой фильм, уже снятый и показанный ранее. С одной стороны, назвать этот продукт новым фильмом язык не очень-то и поворачивается – сюжет известен, трагедия раскрыта, всё уже понятно, всё уже видели. С другой – некоторые ремейки не то, чтобы дают новую жизнь фильмам — они дают им первую полноценную жизнь. Так может произойти, например, с голливудскими ремейками восточных фильмов. Возможности маркетинга Голливуда, отточенные ходы по раскрутке кинолент, действующие схемы позволяют привлекать внимание публики по всему миру как к действительно стоящим, интересным фильмам, так и к поделкам, «халифам на час», тем «фонарикам», которые позволяют режиссёрам и актёрам не затягивать ремешки слишком туго. Всю эту махину используют для раскрутки ремейков, что и позволяет многим идеям обрести новое дыхание.
Можно сказать, что в этом и заключается основная цель ремейка — воссоздать идею с применением современных методов «фильмодеяния», донести до зрителя гениальность творцов прошлого. Ну например, мало кто смотрел «Человек-волк» 1941 года выпуска, но полюбоваться на Бенисио Дель Торо в одноимённом ремейке захочет почти каждый. Также как вряд ли кто слышал о «Барбарелле» 1968 года выпуска, которую взялся переснимать Роберт Родригес. Как вариант — можно купить идею, плохо реализованную не из-за времени, а из-за недостатка технических возможностей съёмочной группы. Так, например за ремейк гонконгского фильма «Двойная рокировка» Мартин Скорсезе получил даже Оскара за лучшую режиссуру – фильм «Отступники». Покупают фильмы и у российских производителей для того, чтобы сделать ремейки.
Всё бы хорошо, но благородной целью «донести идею фильма до зрителя» задаются далеко не все режиссёры, обращающие свой взор в сторону ремейков. Можно сказать больше — есть вероятность, что этой целью вообще мало кто задаётся, потому что ремейк для Голливуда, это возможность «лёгких денег». Сборы практически гарантированы, бренд чаще всего уже раскручен, люди придут в кинотеатры, чтобы посмотреть на «новое о старом». К примеру, можно сделать из мультфильма фильм («Симпсоны в кино»), или широкоформат из мыльной оперы («Секс в большом городе», «Секретные материалы»). Бывает и обратный процесс — сериал из фильма. Получается, что ремейк как явление штука положительная, но многое зависит и от исполнителя. Новый фильм может внести новые пласты понимания в идею, актуализировать тему, как это сделала «Матрица» с забытыми философскими выкладками Сократа в записи Платона. А может убить желание смотреть кино пошлостью, поверхностностью и дешевизной переделки. Поточность в отношении искусства недопустима, даже когда речь идёт не об идеях, а всего лишь о новой их реализации.
mirovoekino.ru |