Григорий Чухрай стал всемирно известным режиссером после показа фильма «Баллада о солдате» на Каннском кинофестивале. Это случилось в 1960-ом, почти полвека назад, в разгар Холодной войны между США и Советским союзом. Но нет политических преград для творчества - люди искусства во все времена были вне игры за власть.
Киноиндустрия середины 20-го века имела военное послевкусие: фильмы о войне по-прежнему снимались в большом количестве, однако идеологическая линия сюжета немного смягчилась. Картины все чаще повествовали не о великих битвах, переломных в ходе той или иной военной кампании, а о конкретных судьбах простых людей – солдат на поле боя и мирных жителей в тылу. Личная беда противопоставлялась беде общечеловеческой, на первый план выносились нравственность, мироощущение и переживания индивидуума. Если фильм снимали о герое, то зрители видели его не только в роли защитника Отечества, но и сына, мужа, отца.
Одним из первых фильмов, откинувших идеологический пафос и военную торжественность, был фильм о солдате Алеше Скворцове. Советский режиссер Чухрай сам был солдатом, испытал на себе радость побед и горечь поражений, видел героическую смерть и подлость дезертирства. Чухрай не стал подражать работам современников или выдумывать что-то новое. Он создал фильм, где главным героем стал обычный рядовой, отдавший свою молодость и жизнь Родине. Его образ вобрал в себя судьбы миллионов солдат, чьи матери не дождались сыновей с фронта. Отечеству стоило только попросить о помощи и целое поколение отдало свои жизни, чтобы стать бессмертным в наших сердцах.
Франция, 1960-ый год. В Канны, на 13-ый кинофестиваль съехались представители кинематографа всех стран. Из борьбы за Пальмовую ветвь сразу выпал американский «Бен-Гур», отмеченный у себя на родине одиннадцатью Оскарами. «Сладкой жизни» Феллини рукоплескали стоя. Сцена, когда главная героиня, которую сыграла Анита Экберг, стоя в холодном фонтане, страстно признавалась Марчело Мастроянни в том, о чем мечтает каждый южный мужчина, вошла в учебники.
Затем пришло время советского фильма. Во время просмотра светлой и мягкой картины, зрители плакали и сопереживали 19-летнему новобранцу. Фильм повествует о молодом солдате, с испугу подбившем два танка и отказавшемся от награды. Добродушный юнец попросил старого генерала «съездить домой, к маме, крышу подлатать». Конечно, кто бы смог отказать в подкупающей добродушием и искренностью просьбе? Ведь дома, без присмотра, остались жены и матери, дочери и малолетние сыновья. Но весь свой кратковременный отпуск Алеша посвятил другим людям и их историям. Он не оставил в горькую минуту инвалида, который писал домой о своем уродстве и тут же рвал письмо. По пути домой, он встречает первую юношескую любовь – Шурочку, которую обязуется доставить к несуществующему жениху в целости и сохранности. Крышу он так и не починил – приехал на малую родину, добежал до матери, обнял-поцеловал и обратно на фронт… Чтобы принести свою молодую душу в жертву ненасытной войне.
Избалованная каннская публика плакала и смеялась вместе с персонажами картины. Образ Алеши Скворцова стал нарицательным – таким будут помнить каждого русского солдата, сложившего голову на поле брани.
Вручение главной награды Феллини за картину «Сладкая жизнь» сопровождалось криками и улюлюканьем публики. Зал требовал вручить награду Чухраю. Картина «Баллада о солдате» была удостоена самых высоких и почетных после Пальмовой ветви наград: «За высокий гуманизм и превосходное художественное качество» и «За лучший фильм для молодежи».
Почему работу советского режиссера так высоко оценили? Зритель не увидел ни зверств, ни ужасов войны как таковых - режиссер не ставил перед собой цель. «Баллада о солдате» - жизнеутверждающий фильм. Простые человеческие чувства – любовь, дружба, товарищество и долг – всколыхнули все самое лучшее в зрителях.
Яна Санина |