"Прирождённые убийцы"...
Они десятки раз смотрели этот фильм и в конце концов захотели узнать, что такое — убить человека. В южнофранцузском Гурне 18-летняя Вероник и 17-летний Себастьен сорока ножевыми ударами убили некоего Абделадима Габиша, родом из Туниса. Вероник, с причёской киношной Мэлори, на следствии объясняла: "Мы решили это сделать наверняка, но не знали что будет так много крови". Отец Вероник долго ломал голову над тем, прав ли он был, "что показывал дочери с детства фильмы, полные насилия. Но "...Убийц" она смотрела не со мной".
"Уорлок — сын сатаны"...
Он хотел летать, как Джулиан Сэндс в этом фантастическом хорроре. 14-летний Сэнди Чарльз из канадского города Саскотон заколол соседского паренька Джонатана Тимпсена, возомнив, что этот варварский поступок поможет ему преодолеть земное притяжение. После убийства он разрезал тело жертвы на кусочки и съел его. До этого Сэнди более десяти раз смотрел свой любимый фильм "Уорлок". Неразвитое детское восприятие привело его в мир фантазий, притяжение которого он не смог преодолеть.
В финале "Забавных игр" убийцы-психопаты философствуют о связи между вымыслом и реальностью:
"Одна Вселенная реальна, остальное вымысел". "Но вымысел тоже реален?". "Как это?". "Но ты же видишь его в кино". "Ясное дело". "Значит он также реален, как и реальность, которую ты видишь". "Чушь какая-то". "Но почему?".
Действительно, почему? Разве мы уже не привыкли верить раскадрованной реальности больше, чем своим непосредственным ощущениям? В современном медиа-мире событие только тогда признаётся существующим, когда оно зафиксировано камерой. Без поддержки телевидения против-всего-во-всём-мире-протестующий "Гринпис" не протянул бы и недели. Для сотворения реальности неизбежно приходится прибегать к помощи канала информации, зарабатывающего деньги на отчуждении реальности. Что же будет, когда искусственно смонтированные кадры окончательно заменят реальные образы? Когда окружающую действительность можно будет воспринимать только посредстом экрана? Когда мы будем представлять себе кровь как струйку краски, стекающую из раны киногероя? Вот уже многие десятилетия кино является средством манипуляции: почти незаметно оно определяет тенденции и изменения в шкале общественных ценностей и наш взгляд на мир. Как только в 1940-е годы Кэри Грант, вопреки требованиям моды, появился на экране без майки, производители нижнего белья тут же стали терпеть убытки. Появление "Челюстей" Стивена Спилберга дало новый толчок подводной охоты, и количество убитых акул побудило Питера Бенчли (автора экранизированного романа) признаться: "Сегодня я написал бы эту книгу по-другому". Под влиянием "Изгоняющего дьявола" психиатры даже изобрели новый термин "киноневроз" — им характеризовалось поведение пациентов, которые после просмотра начинали мнить себя одержимыми бесом.
Пропагандистский эффект кино был известен задолго до национал-социалистов. "Рождение нации" Д. У. Гриффита (1915) отстаивало тезис о том, что южные штаты несправедливо пострадали в гражданской войне и что ку-клукс-клан является патриотической организацией! Одна из известнейших жертв кинематографических подтасовок — известный фильм "Мятеж на Баунти", поменявший местами добро и зло. Капитан Уильям Блиг был, конечно, вспыльчивым, и педантичным, но отнюдь не грубым деспотом. Его противник Флетчер — напротив, был вовсе не героем, а психически неуравновешенным, "тронутым" человеком. Однако власть экрана не безгранична: во время Второй мировой войны нацисты сняли "Гибель Титаника" как антибританскую драму. Но реальность 43-го года превзошла вымысел. Великая Германия внезапно стала напоминать тонущий корабль, а нацисты были вынуждены запретить собственный фильм.
Таким образом, кино почти всегда является вымыслом. Даже тогда, когда синтетическая реальность изображения порой принимает устрашающе реальный облик...
Не только кино подражает жизни, но и наоборот:
Вечером 7-го июня 1992-го года в Массачусетсе после видеосеанса "Грязных танцев" четверо мужчин изнасиловали 20-летнюю соседку Дору Л. Адвокат преступников попросил показать картину в зале суда: "Этот фильм создал атмосферу для того, чтобы вечером совершилось предполагаемое изнасилование". Присяжные оправдали обвиняемых!
В ноябре 1993-го года 10-летние ливерпульцы Джон Винэйблс и Роб Томпсон похитили 2-летнего Джейми Балджера, замучили и убили его. Незадолго до этого малолетние преступники посмотрели ужастик "Чаки-3", который и послужил толчком к жестокому убийству. Как и в кино, перед тем как забить Джейми, они залили его лицо синей краской. Телеканал SkyTV тотчас же снял с показа уже дважды демонстрировавшийся фильм, обосновав это тем, что он по меньшей мере косвенно спровоцировал преступление...
В Пассау, что в Баварии, 14-летний школьник замаскировался под киноманьяка, проломил топором череп своей 10-летней кузины и нанёс увечья 96-летней пенсионерке, живущей по соседству. Подросток, с десяти лет впитавший в себя фильмы ужасов, перед тем как начать безумствовать, посмотрел на видео "Пятницу, 13-е — Новое начало". Во время совершения злодеяния на нём, как и на его кумире Джейсоне, была железная маска. Мнение эксперта: "Не было бы фильма, ничего бы не произошло. Подросток полностью идентифицировал себя с киноперсонажем!"
Конечно сразу бросается в глаза, что преступниками часто становятся дети, не осознающие последствий насилия, а лишь имитирующие его в состоянии аффекта. С самого раннего возраста в мультфильмах и компьютерных играх они сталкиваются с преувеличенным, неспровоцированным и неконтролируемым насилием. Когда они остаются один на один с появившимся в результате этих столкновений страхом, может произойти психический срыв, не поддающийся никакому рациональному объяснению. Виной жестоких преступлений становится не фильм, а психологическая почва, трансформирующаяся в его образы. Это же относится и ко второй группе преступников, которую составляют психически неуравновешенные лица (в основном молодёжь) и зрелые личности с умственными отклонениями. В поисках психологической опоры они витают в эфемерных лжемирах, ощущая в них себя чуть ли не всемогущим Богом. Отсюда до патологии "Прирождённых убийц" всего один шаг.
Брутальная сатира Оливера Стоуна на масс-медиа, наряду с "Заводным апельсином" Стэнли Кубрика — принадлежит к наиболее часто имитируемым фильмам. Более чем в десяти случаях кровавое буйство Мики и Мэлори дало пищу для реальных преступлений, и, соответственно, судебных разбирательств. Не кто иной, как автор бестселлеров Джон Гришэм обвинил Стоуна в пособничестве убийствам. Дело в том, что близкий друг Гришэма был убит 18-летним юнцом, одурманенным этой картиной. Гришэм тогда заявил: "Я хочу заставить Стоуна разделить ответственность с тем, кто нажимал на курок". Стоун в свою очередь напомнил о праве свободного выражения мнений и в оправдание сослался на Шекспира, говорившего 400 лет назад о том, что "художник не изобретает натуру, а держит перед ней зеркало".
Павел КОРТУНОВ
interkino.ru |