В День Победы, 9 мая 2009 года, Первый канал показал цветную версию популярного советского военного фильма "В бой идут одни старики" (1973). Успех, измеряемый высоким рейтингом, превзошел все ожидания. Показ фильма, подвергшегося полной цифровой реставрации и одновременно колоризации, вызвал интерес не только той части аудитории, которая была знакома с картиной со времен ее выпуска на экран, но и молодежи, которая, что скрывать, не готова смотреть черно-белое кино, не зависимо от его художественных достоинств и исторической ценности. Колоризация была осуществлена российской компанией "Формула цвета". В качестве подрядчика-партнера выступила компания Grading Dimension Pictures, находящаяся в Лос Анджелесе.
В ближайших планах Первого канала: реставрация и колоризация, а затем и показ более пяти фильмов отечественной классики. Среди них две музыкальные комедии режиссера Григория Александрова – "Веселые ребята", премьера которой состоялась 75 лет назад, 25 декабря 1934 года в московском кинотеатре "Ударник" и "Волга-Волга" (1938). Далее последует "Подкидыш" (1939).
Основная причина для реставрации – это то, что техническое состояние кинолент было настолько плохим, что делало невозможным показ фильма по телевидению.
Понятно также стремление национального телеканала выполнять не только свою информативную и развлекательную миссию, но и способствовать технической реставрации и сохранению национального культурного наследия, а также восстановлению связи времен и преемственности поколений.
Кое-кто, конечно, может сказать, что, подобно Голливуду в период Великой Депрессии, советский кинематограф того времени, в особенности музкомедии Александрова, ставили своей идеологической задачей отвлечь массы от реальных трудностей и, в случае СССР, политических репрессий. На официальном уровне это действительно было так. Более того, прямо на съемках "Веселых ребят" в Крыму был арестован соавтор сценария фильма Николай Эрдман. Кинооператор всех комедий Александрова Владимир Нильсен был арестован и расстрелян в 1938 году.
Режиссер колоризации "Веселых ребят" и ряда других фильмов Игорь Лопатенок (ЖЖ) так прокомментировал необходимость в реставрации и колоризации: "Во-первых, это – классика советского и мирового кинематографа. Поколения российских зрителей и кинематографистов воспитаны на ней. И в то же время физическое состояние самой киноленты делало практически невозможным ее показ по телевидению. Во-вторых, цвет в комедии играет не последнюю роль, помогая режиссеру передать настроение. Думаю, результатом работы были бы довольны создатели фильма. Ведь такого качества изображения не могли добиться тогда, когда снимался фильм".
В начале 1930х годов Григорий Александров вместе с тогдашним непререкаемым лидером молодого советского кинематографа Сергеем Эйзенштейном, автором легендарного "Броненосца "Потемкин" прибыли в Голливуд по приглашению американских продюсеров. Александров и Эйзенштейн жили в одном из живописных каньонов – Coldwater Canyon в Беверли Хиллс по адресу 9481 Readcrest Dr. До недавнего времени этот дом принадлежал поп-звезде и актрисе Бетт Мидлер. Внешне дом мало изменился с тех пор, как на его террасе под стук старенького "Ундервуда" российские визитеры работали над сценариями для студии "Парамаунт". Александров и Эйзенштейн часто встречались с местными знаменитостями – Чарли Чаплиным, Дугласом Фейрбэнксом, Мэри Пикфорд и многими другими.
И если на дальнейшую деятельность Эйзенштейна Голливуд практически не повлиял в эстетическом плане, то на молодого Александрова этот рабочий визит оказал совершенно неоспоримое влияние. В его фильмах явно ощущается влияние такого мастера американского киномюзикла, как Басби Беркли. Это не ускользнуло от глаз советских идеологических пуристов, вроде известной документалистки Эсфири Шуб, которая еще на обсуждении сценария "Веселых ребят" в Московском доме ученых в апреле 1933 года заявила: "Замените имена на английские и это будет настоящая американская комедия. Фильм к нам не имеет никакого отношения. Это не более чем демонстрация приемов, поданная в очень интересной и развлекательной манере. Но это не о нас. Это пришло из Америки".
На что Александров ответил: "У советской комедии много проблем. Она перестала быть смешной. Наша проблема – разрешить проблему смеха. И это все! Так что в фильме нет идеи. Автор признается в этом как своим сторонника, так и противникам".
К счастью Александрова, идеологические ветры вскоре подули в его сторону и власти понадобились легкие развлечения, подтверждающие новый тезис вождя: "Жить стало лучше, жить стало веселей!".
Забавно, что в анимационных титрах, открывающих "Веселых ребят", появляются карикатурные изображения американских гениев комедии Чарли Чаплина, Гарольда Ллойда и Бастера Китона только лишь для того, чтобы шутливо сообщить зрителю, что в фильме они не снимались. Это "кость", не без иронии брошенная тем, кто обвинял картину в "американизме". Алекасндров-то лучше всех знал, откуда взялось его вдохновение и его эстетика, которую хотят назвать соцреалистической.
Тем, кто видит в "Веселых ребятах" советскую пропаганду, можно напомнить, что законченный Александровым фильм вызвал настоящий скандал. "Литературная газета", орган Союза писателей, атаковала картину. Композитора Дунаевского обвинили в плагиате. Один критик написал, что Дунаевский украл музыку "Марша веселых ребят" у американского композитора Джека Коуэя из фильма "Вива Вилья!" (1934). Специальная комиссия признала композитора невиновным в плагиате. Народный комиссар просвещения Бубнов, которому подчинялось Государственное управление кинематографии (ГУК), просто запретил фильм, сказав при этом, что картину выпустят "только через мой труп". (Бубнов был расстрелян в 1938 году). Руководитель ГУКа Шумяцкий (которого постигла та же судьба) был сторонником фильма и пошел на хитрый ход – показать картину Максиму Горькому, который был противником джаза. Горький отверг обвинения фильма в "американизме", заметив: "Американцы никогда бы не осмелились сделать такое... Здесь я вижу русское удальство с большим размахом!".
Горький и Шумяцкий затем организовали специальный просмотр для Политбюро, включая Сталина. К счастью, фильм Сталину понравился. Он, по свидетельствам очевидцев, сказал после просмотра: "Это очень счастливый фильм. У меня такое чувство, что я месяц побывал в отпуске. Будет полезно показать его всем нашим рабочим и колхозникам".
Картина вышла на экраны 25 декабря 1934 года и стала одним из самых популярных советских фильмов всех времен. На Втором Международном Венецианском кинофестивале в 1934 году "Веселые ребята" были удостоены наград за режиссуру и музыку, картина также была названа одним из шести самых лучших фильмов.
ruskino.ru |