Национальная премия кинокритики и кинопрессы в этом году будет вручена в восьмой раз. Раньше она пользовалась призом "Золотой овен", принадлежащим Марку Рудинштейну, но теперь у критиков появился собственный приз - "Белый слон", разработанный знаменитым аниматором Иваном Максимовым. Пока названы только номинанты первого "Белого слона". И хотя голосование экспертного совета уже завершилось, имена призеров будут держаться в строгом секрете вплоть до торжественной церемонии, которая пройдет в начале марта.
Премия присуждается в два этапа. В первом туре голосования, который определяет номинантов, может принять участие каждый киножурналист страны. Во втором туре, который выявляет победителей, голосуют только члены Экспертного совета премии. Их в настоящее время 55. Двухступенчатая структура позволяет учесть мнения широкого круга людей, освещающих кинопроцесс, и в то же время защищает премию от произвола, неизбежного в том случае, если бы круг голосующих в финале не был строго определен.
В этом году в номинанты "Белого слона" попали 15 картин: "Солнце" (5 номинаций), "Первые на Луне", "Гарпастум", "9 рота" (по 4), "Итальянец", "Космос как предчувствие" (3), "Коля перекати-поле", "Статский советник" (по 2), "Требуется няня", "Сундук предков", "Попса", "На Верхней Масловке", "Бедные родственники", "Пыль", "Не хлебом единым" (по 1).
Уже не в первый раз можно видеть, что голосующие, среди которых преобладают москвичи, отдают предпочтение немосковским фильмам: "Солнце", "Гарпастум" и "Итальянец" сделаны в Петербурге, а "Первые на Луне" - в Екатеринбурге. В кино очень большую роль играет атмосфера, а она сильно зависит от того, что называется "дух места". В строгой Северной Пальмире этот дух гораздо ощутимее, чем в эклектичной Москве, а критика всегда ценила стилевое единство.
Обращает на себя внимание и еще одна странность - киножурналистам и кинокритикам больше приглянулась простенькая мелодрама Андрея Кравчука "Итальянец" - про маленького мальчика, сбегающего из детдома на поиски матери, чем куда более сложно задуманный и значительный по мысли фильм Алексея Учителя "Космос как предчувствие". Одни объясняют это тем, что режиссер не вполне справился со сценарием Александра Миндадзе (получившим номинацию), другие - тем, что у критики давние неоднозначные отношения с Учителем, третьи - тем, что "Итальянец" заставил прослезиться женскую часть критической аудитории, четвертые - эхом решения жюри Московского международного кинофестиваля, которое предпочло "Космос" фаворитам критики. Словом, самый спорный среди критиков фильм года хоть и получил три важные номинации (сценарий, работа оператора Юрия Клименко и работа художника Веры Зелинской), оказался за пределами четверки лидеров.
Занятен также список из трех зарубежных картин, освоивших верхние места в голосовании кинопрессы: "Дитя" братьев Дарденн, "Скрытое" Михаэля Ханеке и "Капризное облако" Цай Мин-Ляня. "Дитя" - сентиментальная драма сродни "Итальянцу", действующая, на мой взгляд, больше на слезные железы, чем на органы эстетического восприятия. "Скрытое", хотя и имеет интересный "гносеологический" аспект, касающийся разницы взглядов кинокамеры и видеокамеры, всего лишь пробуждает скрытое чувство вины европейцев перед представителями третьего мира. "Капризное облако" не более чем каприз художника, порнографический мюзикл, отмеченный буйной фантазией, но более пустой, чем дебютный фильм того же Цая под названием "Дыра". Я предпочел бы "Море внутри" Алехандро Аменабара, "Последние дни" Гаса ван Сента и "Мандерлай" Ларса фон Триера, но ничего не попишешь. |