Главный приз, "Золотого медведя", увозит с нынешнего Берлинале боснийская женщина-режиссер Ясмила Жбанич за фильм "Грбавица". Назвав свою первую полнометражную картину в честь района города Сараево, Жбанич не преминула наполнить свое произведение национальным колоритом. Боснийские песни и темперамент пронизывают всю, вобщем-то, незамысловатую историю матери-одиночки и ее дочери-подростка, которая всеми доступными средствами пытается выяснить, кем же был ее отец, якобы погибший на войне.
Сравнительно недавно пережитая война в бывшей Югославии - неотъемлемая часть тамошнего народного сознания. Со стороны жюри под председательством Шарлотты Рэмплинг награждение добротной "Грбавицы" означает не только признание таланта за ее создателями. Это еще и одобрение идейного посыла сюжета, посвященного преодолению психотравмы военных лет. При получении приза режиссер не удержалась от пассажа насчет лидеров боснийских сербов, еще не пойманных Гаагским трибуналом, что выглядело бы неуместным, не привыкни уже Берлин к разнокалиберным политическим высказываниям.
Лауреата "Серебряного медведя" за режиссуру - фильм "Дорога в Гуантанамо" - тоже можно отнести к таковым. Постановщики Майкл Уинтерботтом и Мэт Уайткросс наделали шума, привезя на премьеру фильма настоящих узников американской тюрьмы. Те засвидетельствовали, что в "Гуантанамо" далеко не все зеки - террористы и права человека там не соблюдают. И для авторов картины настоящей победой, судя по всему, был бы не наградной медведь, а закрытие антигуманного застенка.
Большой приз жюри - формально второй по значению после "Золотого медведя" - поделили между собой два достойных фильма: датское "Мыло" и иранский "Офсайд". "Мыло" режиссера Перниллы Фишер Кристенсен повествует о взаимном притяжении трансвестита с суицидальными наклонностями и его чуткой, более оптимистичной соседки. Датский фильм удостоился еще и только что учрежденной в Берлине премии за лучший дебют, и постановщица, растроганная таким вниманием к своей скромной персоне, разрыдалась на плече у директора фестиваля Дитера Косслика. Обладатель другой половинки Большого приза жюри, иранец Джафар Панахи, был не в пример сдержаннее. Режиссер, пять лет назад получавший в Венеции "Золотого льва", теперешнего "Серебряного медведя" посвятил отважным иранским женщинам. Его фильм "Офсайд" - о том, как несколько футбольных болельщиц, переодевшись в мужское платье, пытаются пройти на тегеранский стадион, чтобы посмотреть отборочный матч чемпионата мира.
Суровые военные вылавливают дамочек из толпы и препровождают в импровизированный обезьянник - тут же, на территории стадиона. Проведя оба тайма в препирательствах, после финального свистка задержанные помирятся с охранниками: иранская сборная победила, и на фоне всенародной радости девицам-болельщицам выйдет амнистия.
Лучшей актрисой на Берлинале признана немка Сандра Хюллер. В фильме "Реквием" она сыграла студентку, не то страдающую эпилепсией, не то одержимую дьяволом.
Лучшим актером назван неплохо знакомый российской публике Мориц Бляйбтрой, снявшийся в экранизации романа "Элементарные частицы". Любопытно, что все американские конкурсные картины, включая произведения столь уважаемых мэтров, как Сидни Люмет и Роберт Олтмен, при раздаче медведей были проигнорированы. |