В Суздале завершился 11-й российский фестиваль анимационного кино. На фестивалях анимации, как и на смотрах кинодокументалистики, всегда царит особая атмосфера. Она обусловлена и тем, что аниматоры не в пример игровикам образуют сообщество, и тем, что здесь всегда есть своя благодарная публика. 500-местный кинозал гостиницы "Суздаль" был набит с утра до вечера, и регулярно взрывался аплодисментами.
Человек, посетивший смотр после долгого перерыва, сказал: "Анимация впадает в детство". Львиная доля продукции делается в расчете на потребителей в возрасте 4-10 лет. А поскольку главным прокатчиком "мультиков" является телевидение, заинтересованное не в штучных товарах, а в массовом производстве, индивидуальные произведения вытесняются серийными. Авторские работы могут делать либо начинающие аниматоры в рамках учебного задания, либо очень известные мастера, которые могут заинтересовать спонсоров. Остальные вынуждены встать к конвейеру, либо прибегать к старой советской уловке - просить у чиновников денег под один фильм, а снимать несколько иной.
Государственный пирог, впрочем, невелик - на поддержку российской анимации в год отпускается около 10 млн. долларов, что составляет пятую часть стоимости производства одного колосса вроде "Шрека" или "Мадагаскара".
В отличие от игровых телесериалов, которые делятся на "кусочные" и "непрерывные", мультсериалы сплошь кусочны. Скажем, "Гора самоцветов" - потенциально бесконечный проект экранизации сказок народов России. Начала разрабатывать эту золотую жилу студия "Пилот" и может продолжать хоть сто лет - сказок хватит. Таков же проект "Колыбельные мира" студии "Метроном-фильм", только в нем все фильмы сняты одним режиссером - Елизаветой Скворцовой, а не разными, как в "Пилоте". Несколько иначе устроены сериалы (пока только намечаемые) "Ну, погоди!" (новые серии начал снимать сын Вячеслава Котеночкина Алексей), "Приключения попугая Кеши" и "Смешарики", в которых действуют сквозные персонажи, но каждая серия представляет собой отдельный сюжет.
Особенно перспективны "Смешарики", с успехом идущие на каналах СТС и "Россия" - их ежедневно смотрят до 1,5 млн. детей. Инициаторы этого сверхпродукта взялись за дело обстоятельно (даже привлекли к работе детских психологов) и с западным размахом - вместе с базовым товаром запустили в производство множество сопутствующих. Пока это детский журнал и детские книги, а дальше, того и гляди, появится линия маек, йогуртов, чипсов, газированных напитков и всего, на что можно направить глаз маленького зрителя. Глядишь, лет через пять у нас появится империя вроде "Диснейленда". Если, конечно, Дума отменит принятый закон, запрещающий вставлять рекламу в детские передачи: ведь именно эта реклама позволяет производителям анимации формировать свои бюджеты.
Другая возможность завоевания рынка - полнометражные анимационные фильмы (ПАМы), которые могут идти в кинотеатральном прокате наравне с игровыми. Здесь у нас есть два удачных примера - "Щелкунчик" студии "Аргус" и "Алеша Попович и Тугарин змей" студии СТВ (каждый собрал более 1 млн. долларов) и один неудачный - "Незнайка и Баррабасс". Недавно стартовал "Князь Владимир", о результативности которого судить еще рано. В принципе, десяток прибыльных ПАМов может вытащить всю национальную мультиндустрию из минуса в плюс. Главное, чтобы они не делались по принципу "тупой и еще тупее".
Оригинальный пример совмещения авторского и серийного начал - фильм Александра Бубнова "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", получивший приз за лучшую драматургию. Искусно стилизованные персонажи, остроумный сценарий со множеством визуальных и словесных гэгов - и сделано самое важное: фильм сохраняет связь с первоисточником и в то же время переводит его в комический регистр. Если автору хватит воображения, получится сериал, не уступающий классическому масленниковскому.
Из фильмов для взрослых следует отметить "Признание в любви" Дмитрия Геллера - фантазию на темы Луиса Бунюэля (приз Гильдии киноведов и кинокритиков), "Туннелирование" Ивана Максимова (притча о лягушках в сметане, перенесенная в тюрьму), "Город" Петра Бронфина, выполненный в необычной технике многослойной прозрачной аппликации (приз за изобразительную основу), и "Молоко" живущего в США Игоря Ковалева, воспроизводящее один день жизни затурканного 8-летнего мальчика (эта лента уже собрала рекордное количество международных наград и получила главный приз в Суздале).
Из дебютов выделялись "Шестеренки" Алексея Петрова, где выскочившие из часов зубчатки кружат в свободном танце, вычерчивая на плоскости причудливые кривые, а потом вновь становятся подчиненными деталями часового механизма. Оригинально задумана "Папина библиотека" Андрея Бахурина - близкая всем любителям чтения история человека, по частям потерявшегося в собственных книгах, а затем собранного своим сыном. Наибольший же успех выпал на долю фильма Анастасии Журавлевой "Осторожно, двери закрываются", героями которого являются оторванные в метро пуговицы (приз фестиваля и приз Гильдии киноведов и кинокритиков за лучшее начало).
В этом году в Суздале была опробована новая система судейства: жюри было составлено из 33 экспертов, заполнявших именные карточки, а призеры в каждой номинации определялись путем случайного выбора 11 человек. Как объяснил президент фестиваля Александр Татарский, это понадобилось для того, чтобы максимально нейтрализовать лоббирование, неблагоприятно сказывающееся на работе обычных жюри. |