В который раз парад комедий. «Приколисты» Джудда Апатоу и «Призраки бывших подружек» Марка С. Уотерса — для взрослых, «Пришельцы на чердаке» — для детей, а нашумевший «Кислород» Ивана Вырыпаева для тех, кто не особо настроен шутить.
«Приколисты»
Преуспевающий и одинокий комик Джордж Симмонс узнает о том, что смертельно болен. Встретив на одном из своих выступлений начинающего артиста Айру Райта, звезда стенд-ап эстрады решает приютить у себя нового знакомого и обучить его некоторым интересным приемам, которые он узнал за годы своей карьеры, а заодно просто заполучить себе собеседника.
Джудд Апатоу смог превратить собственное имя в бренд, сняв всего два фильма, но активно занимаясь продюсированием и написанием сценариев. По сути, в картинах, вышедших под его патронажем, или собственно авторских работах нет ничего особенного. Они простые, блеклые, в принципе смешные, но зачастую пошлые. Важнее их социально-воспитательная функция. Герои его мира — это бывшие, нынешние и будущие кидалты. Любители комиксов и поп-культуры. Офисные работники. Люди старше двадцати либо чуть-чуть перешагнувшие тридцатилетний порог. Однако Апатоу разговаривает с ними на их языке о вещах бытовых, но чаще серьезных (любовь, смерть, беременность, потеря девственности), а не просто вместе посмеивается над персонажами. Такой мудрый бородатый папочка, не понаслышке знающий о компьютерных играх и слушающий Sonic Youth или Public Enemy (участники именно этих музыкальных проектов изображены на футболках Сета Рогена в «Сорокалетнем девственнике»).
Юмор Апатоу можно не принимать в принципе, но если кому среди нынешних популярных комедиографов и отдавать пальму первенства, то лучше ему. Автору, среди чьих ориентиров Кассаветис-старший и Хэл Эшби. Автору, снимающему и спонсирующему фильмы с названиями, которые лучше подошли бы очередной картине с Джейсоном Биггзом в главной роли, но на деле более глубокие по смыслу.
Адам Сэндлер сразу проявил интерес к «Приколистам», учитывая его давнюю дружбу с Апатоу. Юмор Сэндлера схож с апатовским. Он груб, зачастую вульгарен, но терпим, а кому-то даже близок. Несмотря на всю наивность комедий с участием актера, у него есть вполне забавные работы: «Большой папа», «50 первых поцелуев», «Счастливчик Гилмор» и, само собой, «Любовь, сбивающая с ног». Этот комик — чемпион по кассовым сборам. В этом плане он уступает разве что Джиму Керри. Иногда, как ни странно, Сэндлер даже заходит на территорию киноклассики, в результате чего появляются, мягко говоря, неоднозначные (чаще называемые не иначе, как похабными) ремейки «Мистер Дидс переезжает в город» Фрэнка Капры и «Самого длинного ярда» Роберта Олдрича. Каким бы ни было к ним отношению многих обозревателей, эти старые фильмы вряд ли заслужили такого обращения, хотя сам Сэндлер наверняка считает иначе.
«Приколисты» — кино, которое будет посерьезнее предыдущих лент Апатоу, даже если учитывать присутствие Сэндлера в главной роли. Здесь разговор пойдет о смерти, переосмыслении прожитого, раскладывании по полочкам багажа имеющегося опыта и о прочих психологических «радостях». Впрочем, при таком охвате тем юмор все равно никуда не делся. Мол, умирать так с улыбкой.
Критики к третьему по счету фильму Апатоу, в котором он выступает в качестве постановщика, отнеслись очень даже благосклонно, предрекая ему несколько номинаций на «Оскар», а из минусов отмечая главным образом действительно небывалую для массовой комедии продолжительность — два с половиной часа.
«Трудно не видеть в «Приколистах» комедию, даже если действие в фильме сосредотачивается на безрадостном объекте — комике, страдающем смертельной болезнью. Для Сэндлера и его помощника (Сет Роген) здесь все становится поводом посмеяться, в том числе обычный медицинский осмотр. Однако у картины присутствует и серьезная сторона, которая заставляет вторую половину ленты спутаться. В целом Апатоу на верном пути. Он двигается от молодежных комедий в сторону большего количества взрослых реалий, вследствие чего обостряется юмор, а характеры становятся глубже. Третий фильм Апатоу может стать транзитным для его творчества. Ну, и хорошие новости: его персонажи по-прежнему забавны», — Кирк Ханикатт, Hollywood Reporter.
«Призраки бывших подружек»
Коннор Мид работает светским фотографом, а еще он кутила и дамский угодник. Но несмотря на распущенный образ жизни, Коннор предпочитает поддерживать отношения с семьей. Приехав на свадьбу брата, он умудряется испортить все празднование и в итоге встречается с призраком своего дяди Уэйна, бабника и весельчака, который, как водится, проведет главного героя по прошлому, настоящему и будущему, показав преимущество устоявшихся отношений перед случайными связями.
Кажется, перед нами пример того, как можно связать одну великую банальность с другой, то есть «Рождественскую историю» Диккенса (частота экранизаций которой переступает все мыслимые пределы) и современную романтическую комедию.
Режиссер ленты Марк С. Уотерс прославился вполне симпатичными молодежными картинами вроде «Чумовой пятницы» и «Дрянных девчонок», украшенными отличной операторской работой и получившими хорошие отзывы критики (а также показавшими хорошие кассовые сборы). После успех постановщика был закреплен «Между небом и землей» (не самой плохой, но по сути традиционной мелодрамой), детским фэнтези «Спайдервик: Хроники», а теперь, стало быть, романтической комедией «Призраки бывших подружек».
Мэтью МакКонахи, как и Дженнифер Гарнер, не привыкать сниматься в ромкомах, ну, а кому-то из зрителей для привлечения внимания к этому фильму вполне достаточно одного участия в нем Майкла Дугласа, появившегося тут в роли дяди-призрака главного героя. В целом этот проект, перекупленный когда-то Warner Brothers у Disney (а после отданный владельцами к New Line Cinema), внушительных сборов не принес, а реакция критиков на ленту была разгромной.
«Слабая, стандартная студийная романтическая комедия, использующая умное тщеславие и некоторые проверенные комичные трюки, чтобы помочь себе исправить положение», — Ричарда Найт, Windy City Times.
«У этого фильма фактически есть несколько качеств, которыми обладают далеко не все современные романтические комедии: он романтичный и весьма забавный», — Аннет Бэйзил, Filmink.
«Пришельцы на чердаке»
Многодетная семья приезжает на отдых в загородный дом. Солнце, вода, свежий воздух и еще несколько забавных и разгневанных инопланетян под крышей, строящих какие-то глобальные планы. При отсутствии помощи от взрослых ребята решают собственными силами противостоять чужеземным захватчикам.
Сюжетно «Пришельцы на чердаке» подобны смеси «Гремлинов» с картинами «Три ниндзя» и «Солдатики» и в целом являются не особо требовательной к себе детской лентой с юмором и многочисленными визуальными эффектами, в которой хорошие малыши побеждают злых взрослых инопланетян-лилипутов. Журнал Times поставил этот фильм Джон Шульца (автора таких душераздирающих лент, как «Как Майк» и «Большой толстяк в городе») в топ-50 самых масштабных премьер 2009 года, мотивировав такой ход тем, что это один из тех примеров, когда взрослый человек, взяв в кино какого-нибудь юного родственника, в тайне будет самолично наслаждаться происходящим на экране. Среди сценаристов «Пришельцев» присутствует имя Марка Бертона, не последнего человека в киноиндустрии, работавшего над текстами к «Мадагаскару» и «Уоллесу и Громмиту: Проклятью кролика-оборотня», а его соавтор Адам Ф. Голдберг причастен к созданию выходящей в следующем году ленты «Как приручить дракона» с Джеральдом Батлером.
«Моя сцена с Робертом Хоффманом была просто невероятной! Он удивительный комик. Наблюдение за его работой вдохновляет. Во время простоев съемок мы смотрели «Американского идола» на iPhone и танцевали под музыку. Работа с режиссером Джоном Шульцем — просто невероятный опыт, было очень здорово сотрудничать с ним. В нашей сцене была большая возможность для творчества, и Джон просил нас сыграть ее по-своему, а потом иначе, как бы дурачась», — рассказывает о своем участии в фильме актриса Мэгги ВанденБерг.
«Кислород»
Простой парень Санек (Алексей Филимонов) влюбился в рыжеволосую девушку Сашу (Каролина Грушка). Эта, казалось бы, прозаичная любовная история с убийством подана в виде десяти клипов, выполненных в различных визуальных техниках — от коллажной до анимационной, — и сопровождается не обычными диалогами, а речитативом.
Как кинорежиссер, театральный постановщик Иван Вырыпаев стал известен после выхода своей дебютной работы «Эйфория», картины неоднозначной, провокационной и кому-то откровенно неприятной, возведенной некоторыми критиками в ранг шедевра, а другими — упрекаемой за фальшивость и натянутость высказывания. Пьеса семи-восьмилетней давности «Кислород» — его самое известное творение, можно сказать, краеугольное, и вполне объяснимо желание Вырыпаева воплотить ее на пленке.
Вторая работа последователя «новой драмы» получилась внешне эффектнее, структурно сложнее. Режиссер заигрывает с множеством приемов, собирает воедино разрозненные куски фильма, разделенные на двенадцать сегментов — десять клипов и два как бы бонус-трека. Основой каждого из них стала библейская заповедь. Сквозной нитью через десяток вечных истин проходит наполненная «кислородом» история любви Санька и рыжей девушки.
По сути, здесь нет ничего кардинально нового. Все, что есть в «Кислороде» — мешанина из образов, текстов, стилей, — можно увидеть на любом музыкальном канале, даже отечественном. В широком прокате, конечно, подобные фокусы встречаются реже, и это придает им дополнительную ценность. Вырыпаева можно уважать только за одну эту попытку. Какой еще подобный ему сверхавторский отечественный фильм, на который можно смотреть без боли, выходит по стране тиражом в пятидесят копий? Однако и ко второй ленте Вырыпаева найдутся претензии. Кое-кто назвал его «революцией», другие же упрекают в желании следовать моде, в том, что театральные приемы «лидера новой драмы» в кино беспомощны, что все составляющие «Кислорода» можно увидеть с большей пользой на любом из театральных фестивалей или какой-нибудь сборной выставке современного искусства, которые активно посещаются потенциальными зрителя фильма. Опять же сыпятся и обвинения в фальши и надуманности, но проверить их можно только самостоятельным просмотром.
«Когда мы ставили пьесу в театре, текст попадал в зрителя с помощью игры актера, непосредственно здесь и сейчас, с помощью его пота, его слез. В кино эта история не работает. Мы не можем этот пот и слезы передать в данном произведении, потому что в кино работают сюжеты. Так что способом стал сам ритм текста, монтаж и видеоизображения. То есть на контрапункте того, что вы видите и слышите, создается ощущение. Поэтому сам фильм создавался из зрительного зала. В нем задействованы все известные технологии: анимация, документальный фильм, хроника, художественный фильм, фотосъемка, компьютерная графика. Я думаю, это картина для тех, кто хочет размышлять о вечном», — рассказывает режиссер Иван Вырыпаев.
Также на этой неделе в кино стартуют победитель ММКФ-2009 «Петя по дороге в Царствие Небесное» Николая Досталя, мелодрама «Любовь.RU» дебютантки Марины Сулеймановой и венгерская комедия «Девять с половиной свиданий» Тамаша Шаша.
kinopoisk.ru
|