На фоне всего нашего доморощенного рока Сергей Чиграков по прозвищу `Чиж выглядит иностранцем. Судите сами: он пропитан блюзом, как американец, основателен и педантичен (владеет многими инструментами, почти по всем имея профессиональную подготовку), как немец, и ироничен, как англичанин. Единственное, что выдает в Чиже русского человека - это его отвращение к фальши, позе и деланности. Ни в одной песне этого музыканта вы не найдете высосанных из пальца образов, умозрительных выводов, `навзрыда` и `надрыва`. Нет и внешней `красивости` в угоду моде. При всем при этом любая работа Чижа - абсолютно законченная и логичная вещь.
Альбом `Гайдном буду` записан самим Чижом целиком и полностью. Он не только написал всю музыку и тексты, но и сыграл на всех инструментах. Это опасный путь, так как с музыканты-мультиинструменталисты рискуют увязнуть в собственных идеях, не могут взглянуть на свою работу со стороны, и, в конце концов, получается однообразный альбом, интересный лишь им самим.
С Чижом такого не произошло. С первых же тактов альбома слушателя охватывает ощущение легкости, до такой степени прозрачнен и внятен материал альбома, который варьирует от романсов и блюзов до инструментальных фортепианных композиций. И, хотя это, в сущности, тот же самый Чиж, которого все давно и хорошо знают, нет никакого резона говорить о самоповторах. Просто человеку `так пишется`, он честен и не занимается сомнительным экспериментаторством.
`Гайдном буду` несколько напоминает первый сольный альбом Чижа.
Тот первый альбом был также записан мной практически в одиночку, в отличие от более поздних работ, `Перекрестка` и `Полонеза`, которые сделаны группой - говорит Сергей.
Группа `Чиж и Компания` отнюдь не является аккомпанирующим составом для `легендарного деспота`, скорее напротив, музыканты `Компании` командуют Чижом!
Я пишу песни, показываю их ребятам, и у них рождаются идеи, как эти песни воплотить наилучшим образом. Они приходят в студию и говорят: `так, вот здесь так сыграй, а здесь по-другому`. И я слушаюсь! Кроме того, ребята вольны играть, как считают нужным.
Школа Чижа оказывает положительное влияние на музыкантов. Так, гитарист группы `Чиж и Компания` Михаил Владимиров записал сольный альбом `Размах крыльев`, на котором в качестве сессионного клавишника выступил тот же Чиж, оценивший запись как “честную работу со своими плюсами и минусами”. `Честность`, похоже, главная составляющая творчества для Чижа, который пекрасно чувствует фальшь: Достаточно недолго побыть в студии, где идет запись, чтобы понять, честная это музыка или придуманная.
Честность в рок-н-ролле - это, прежде всего, драйв: На днях я слышал питерскую группу `Оса`, которая играет своего рода городское кантри. У них ужасный вокалист, он совершенно не владеет голосом, кроме того, его тембр удивительно противен. Все, кому я ни показываю эту запись, плюются во все стороны. А мне нравится, потому что это живо и честно.
Чиж вообще законченный меломан, способный оценить какую угодно идею: Мне нравится Marylin Manson. Они, конечно, музыканты так себе, да и шоу у них так себе, но в целом это создает ощущение такого... раздолбайства! Приятного раздолбайства.
Странно слышать о `раздолбайстве` от Чижа, перфекциониста в музыке, но надо помнить, что в текстах он - абсолютно оторванный чувак, который по-прежнему с удовольствием живописует пейзажи из серии `утро после пьянки`. Но не только их - тематика песен Чижа очень разнобразна, он, как хороший писатель, может рассказывать о чем угодно, и, в результате - о времени и о себе, благо его своеобразный вокал как нельзя лучше подходит для storyteller`a. Вообще, тексты Чижа - это особый мир и особый миф.
Его лирический герой обладает позитивным философским взглядом на время, не впадая в истерику по поводу настоящего, не идеализируя прошлое и не страшась будущего: будь что будет, ибо все закономерно. И даже кухонные разговоры в `те еще” времена, когда происходило `...придумыванье будущему светлых имен, радужные сны...` совсем не смешны и не наивны, потому что это естественно для молодости.
И уж тем более нет в этих песнях столь свойственного русскому року упаднического `жизнь прошла`, напротив: `солнце встает/ становится теплее,/ хочется жить вечно,/ да где-то прогадал`. Заглавная песня `Гайдном буду` (название - оговорка одного из приятелей Чижа, из которой сочинился целый блюз) - история одного красивого студенческого романа, выродившегося в постылую жизнь `ячейки общества`, в которой все, `как полагается`: пьянство, ругань и метафоричный абсурд: `а помнишь, как твой папаша спал с ТТ под подушкой/... угадай, кто у него был на мушке?`. Но даже эта гадость жизни - не антитеза прекрасной любви, а просто... так бывает.
Мы через это прошли, и не стоит поганить прошлое, которое я Гайдном буду - не забуду! Так же не стоит ни с кем спорить, потому что `...новый критик не заставит себя ждать/ а я как раз тут чо-то нацарапал/ значит будет, кому об...ать`. |