Прилепившиеся когда-то к имени исполнителя ярлыки зачастую оказываются живучее, чем память о его творчестве. Канадцы Rush оказались заложниками похожей ситуации. Это известное трио - одни из популяризаторов такого немодного ныне стиля, каким стал прогрессив-рок. И поверит ли сейчас кто-нибудь на слово, что их новый альбом очень мало соответствует сложившемуся ныне понятию об этой высокотехничной, чаще всего неоправданно замороченной и потому малопонятной музыке?
Специально для тех, кто уверен, что Rush утонули в зыбучих песках выродившегося стиля, а также тех, кто поклялся «не слушать ничего после «Permanent Waves» (1979), спешу сообщить: Rush вернулись. И вернулись такими, каким начинали 30 лет и 16 альбомов назад: агрессивными и бескомпромиссными. Добавьте к этому накопившийся за три декады опыт мастерского владения инструментами и построения беспроигрышных хитов (да и жизненный опыт, в конце концов), - и можно смело утверждать, что возвращение состоялось на высокой ноте.
«Vapor Trails» - первый альбом группы за прошедшие 6 лет. Возможно, последний -продолжать записываться вместе музыканты пока не планируют. Его появление обусловлено желанием барабанщика и автора всех текстов Нила Пирта избавиться от призраков прошлого. В 1998-м один за одним умерли два самых близких человека Пирта - его жена и дочь, и возвращение Rush в сколь-нибудь обозримом будущем не предполагалось. Но - времени свойственно залечивать раны: проведя пять лет в добровольной ссылке (описанной в «Ghost Rider»), Нил Пирт вновь созвал своих коллег и объявил им, что у него имеется несколько новых песен.
Перенесенная Пиртом личная трагедия, приправленная не располагающими к веселью внешними обстоятельствами, привела к появлению наиболее эмоционального и пронзительного альбома, весьма далекого от того, что делали Rush в конце 80-х - начале 90-х. Вместо продолжительных стробоскопических баллад - короткие энергетические импульсы от 3-х до 6-ти минут (что Rush, мягко говоря, не свойственно), вместо фантазийных текстов, чтобы разгадать которые, нужно знать историю, мифологию, теологию, эзотерику etc., - вполне понятные широкому кругу слушателей личностные переживания - такими Rush не показывались очень давно. Складывается впечатление, что у музыкантов открылись глаза на окружающую действительность. Что, однако, не привело к полному отказу от использования эзотерических образов: в песне «Peaceable Kingdom», например, события 11 сентября 2001-го года рассматриваются через противостояние персонажей карт Таро. Довольно оригинально, надо признать, такой трактовки слышать пока не приходилось.
Еще одно похвальное достижение - музыкантам удалось спрятать свое желание похвастаться мастерством владения инструментами: на «Vapor Trails» практически не заметно гитарных соло! Отсутствуют и клавишные - неизменный атрибут Rush на многие и многие годы их карьеры. Неудивительно, что нынешнее творчество этого трио оказалось ближе к Creed, чем, скажем, к Asia или Jethro Tull. Правда, молодым меломанам нет никакого дела до ветеранов, а старые поклонники группы наверняка весьма настороженно отнесутся к таким метаморфозам своих любимцев.
Двое из троих участников группы - Джедди Ли и Алекс Лайфсон в этом году отпразднуют свой полувековой юбилей, однако по «Vapor Trails» не скажешь, что записавшие его музыканты готовятся разменять шестой десяток. Сегодня Rush выглядят заново родившимися - шквал сметающих все на своем пути гитарных риффов, нойзовое гудение баса, пулеметная дробь ударных - их всего трое, но шуму производят порядочно. И, что немаловажно, «умного» шуму, если можно так выразиться. Ибо это довольно сложная, с массой оттенков музыка, которая в конечном итоге очень легко слушается. Довольно редкое качество для групп-ветеранов и практически не встречающееся у молодых исполнителей. Даже если «Vapor Trails» станет последним альбомом Rush - это достойное завершение карьеры. |