Автор : Феодора Горина (специально для Open MUSIC)
`Саламандра - земноводная ящерица, по сказкам, несгораемая, почему саламандрой зовут и сказочных духов огня` (Толковый словарь Даля).
Стыдно признаться, но это первое мое личное знакомство с творчеством Рады Анчевской сотоварищи. Нет, конечно, я много слышала о ней и раньше, однако засвидетельствовать свое почтение лично так и не приходилось, потому что ни на радио, ни на телевидении Радиных песен не бывает. Глупые они у нас. И радио, и телевидение.
Сначала я придирчиво разглядывала вкладыш, надеясь найти среди песен заглавную композицию, одноименную с альбомом. Облом. Нет такой песни! Что же это за группа такая, которой до строгих правил шоу и пиара дела нет? Мой интерес начал расти в геометрической прогрессии. И он был удовлетворен сполна.
Так вот, если вам по душе действительно альтернативная музыка не по форме и заявляемым, простите за грубость, понтам, но по содержательной сути, то новый альбом Рады и Терновника `Саламандра` написан специально для вас. Ее музыка и лирика не имеют никакого отношения к обычной российской «альтернативе», которая в большинстве случаев так же пуста и самодовольна, как наихудшая попса, но при этом еще и корява, агрессивна, претенциозна.
Ничего подобного в музыке «Саламандры» вы не найдете. Она имеет так же мало отношения к социальным и бизнес-реалиям, как странник позапрошлого века или буддийский монах к правительству Касьянова. Она сосредоточенна и даже медитативна, в ней нет никакого стремления произвести на вас впечатление. Она самодостаточна, и ваши восторги или, напротив, неодобрение не приведут в смятение ее плавную текучесть: она свободна.
Сама Рада считает альбом концептуально выдержанным в стилистике неоклассицизма. Другие говорят об авангардности, гармонично сплетенной какофонии, изобретательной звуковой фактуре композиций (кстати, это идея: поместить благосклонные отзывы прессы прямо на вкладыше альбома!). Пожалуй, так оно и есть, хотя подобные рекомендации могут быть привлекательными, наверное, только для эстетов от музыки. Я бы по меньшей мере прибавила к сказанному явственный фольклорный дух, придающий альбому `народности` в лучшем смысле этого слова и строящий надежный мостик к сердцам тех, у кого слово авангард вызывает нервную дрожь и ассоциируется исключительно с именем Альфреда Шнитке.
Музыка Рады вовсе не недоступна. Напротив, она взывает к слушателю всей изящной вязью своих музыкальных и вокальных узоров, но делает это с такой ненавязчивой мягкостью и женственностью, против которой трудно устоять.
И музыка, и лирика (язык не поворачивается сказать `тексты`) органично дополняют друг друга, создавая единое атмосферное пространство одинокого странствия по заповедно-дремучему лесу народных сказаний, от которого в равной мере можно ожидать появления как зловещих чудовищ, так и беззащитных, но всегда готовых прийти на помощь диковинных зверюшек вроде мышки-норушки.
Вряд ли стоит ломать голову над текстами, которые и не имеют цели быть прозрачными и понятными в обычном смысле этого слова. Как говорил французский мыслитель Сатпрем, `не следует привязываться к внешнему смыслу, надо слушать то, что вибрирует за ним; ибо поэзия … это в конечном счете не что иное, как средство уловить крошечную, неуловимую ноту, ноту, которая вроде бы ничего особенного собою не представляет и в то же время есть сама жизнь`. Так что просто дайте возможность музыке увести вас в это путешествие. Ни о чем не думайте и ничего не бойтесь, ведь ваш проводник - мудрая ящерка с несгораемой кожей.
К явной специфичности альбома можно отнести отсутствие среди используемых инструментов ударной установки, которое Рада с присущей ей блестящей творческой и человеческой интуицией объяснила известной кондовостью звучания российской ритм-секции вообще. Впрочем, неудивительно, что наши музыканты (за исключением `чистых` джазменов) так до сих пор и не научились искусно обращаться с ударными на манер африканских братьев: ведь среди русских национальных инструментов - только гусли да балалайки, ударных нет, стало быть, это прореха уже на музыкально-генетическом уровне. Однако новый альбом Рады отсутствие барабанов нисколько не портит, а бархатно-шелестящая перкуссия делает его более камерным, интимным.
Радин вокал снискал уже немало комплиментов, и мои впечатления мало что добавят к устоявшемуся мнению. Однако он действительно приятен, вокальная форманта переливается серебром, голос мягкий и высокий с элементами академичного (`крытого`) звука на верхах и трепетной вибрацией. Что ж, спасибо Раде за то, что ее по-детски нежный голос не изуродован резкими и пронзительно-визгливыми гнесинско-долинскими интонациями архаичной российской джазовой школы.
Альбом включает в себя 19 трэков, а вкладыш содержит всю лирику, присутствующую на пластинке, что особенно актуально в связи с локальной неразборчивостью произносимых слов. К другим недостаткам можно отнести отсутствие на вкладыше ссылок на музыкантов, принимавших участие в записи, и на используемые инструменты. Об этом вам придется догадываться самостоятельно! Впрочем, это несомненные пустяки за глубокое удовольствие, которое альбом может подарить искушенному в нетривиальной психоделической рок-музыке слушателю. |