"Босоногой диве" Чезарии Эвора в будущем году исполнится 60 лет. А свой первый альбом она записала в Париже всего лишь 15 лет назад. И очаровала французов. Еще в молодости названная у себя на родине Королевой морна - уникального стиля, порожденного переплетением культур и традиций на Островах Зеленого Мыса, - Чезария за несколько лет подчинила своей королевской власти сердца миллионов людей по всему миру. Пресыщенная Америка пять раз выдвигала ее на соискание престижнейшей премии Grammy, "The New York Times" и "The Boston Globe" называли ее артисткой года.
Изданная в 2002 году "Антология" - своего рода подведение итогов последнего бурного 15-летия ее жизни, лучшие песни, отобранные Чезарией из десяти студийных альбомов, которые она выпустила, с тех пор как открыла для себя большой мир.
Под уютные переливы ее по-матерински теплого голоса слушатель погружается в ту стадию песенного искусства, когда оно служило естественной потребности сердца поделиться с ближним своими печалями. Идеальная форма для ностальгического плача - тот самый стиль морна, который сделал уроженку находящихся на краю земли Островов Зеленого Мыса королевой world-music. Португальская, испанская и бразильская музыкальная культура, африканский фольклор, джаз и блюз смешиваются здесь в причудливых пропорциях. Стихи о потерянной родине и отвергнутой любви, рассказы о трагических страницах африканской истории естественно ложатся на нехитрые, прямо приступающие к делу и легко очаровывающие слушателя мелодии. Акустическое обрамление голосу составляют рояль, гавайская гитара, аккордеон, невыносимо тоскливые скрипки, гитара и кларнет.
Неизменный минор пронизывает все 16 композиций, даже вполне латиноамериканские по духу мелодии "Fala pa fala" (издается впервые), "Petit pays" или "Angola". Что уж говорить об открывающем треке "Sodade" (так на родине Cesaria называют ностальгию, главную тему песен в стиле морна), или "Crepuscular solidao" с рыдающими скрипками, которые так напоминают песни Dalida, или "Fidjo Maguado", где даже губная гармошка готова расплакаться. Однако, чего никак не стоит опасаться - так это дешевого надрыва. Чезария Эвора прожила слишком большую и сложную жизнь. Ее грусть торжественна, особенно в ее любимых образцах морна "Lua nha testemunha" и "Cize", ее плач можно назвать героическим.
Поданное в таком компактном срезе ее творчество выглядит воплощенным символом. И не только музыкальным. Чезария Эвора - олицетворение душевной подлинности, культурного первоисточника, духовного величия, если угодно. |