Бытует мнение, что иностранный артист, начинающий петь по-английски да еще, не дай Бог, "ихние" песни, одержим единственной целью - прорваться на американский (или хотя бы на британский) рынок и урвать жирный кусок от сытного американского/ британского пирога. Подозревать в таком коварстве Каэтано Велосо (Caetano Veloso), равно как и обвинять его в ренегатстве по отношению к бразильской культуре и родному португальскому языку, как минимум некорректно. У него в Бразилии, говоря словами героини "Служебного романа", такая безупречная репутация, что его давно пора скомпрометировать. Едва ли 23 песни лучших американских композиторов, записанные Каэтано для альбома "A Foreign Sound", можно всерьез воспринимать как компромат. Это в первую очередь жест любви и признательности большого артиста тем людям, которые воспитывали его вкус и изменили представление о музыке.
Чтобы не падать в обморок от выходок непредсказуемой музы Велосо, достаточно бегло ознакомиться с работами маэстро последних пяти лет. Это и диск "Livro", лучший образец бразильской поп-музыки по версии Grammy, и альбом-трибьют Федерико Феллини и Джульетте Мазине "Omaggio a Federico e Giulietta", и диск в стиле босса нова "Noites do Norte", и акустический альбом с поэтом Джорджем Мотнером (Jorge Mautner), и, наконец, сборник кавер-версий "A Foreign Sound". Вполне логичная нелогичность, которая замечательно продолжается и в самом альбоме.
Только успеешь умилиться медоточивому вокалу 62-летнего певца и растаять от изящных аранжировок, которыми так мило встречают "Carioca" Элиску-Кана (Eliscu & Kahn) и "So in Love" Коула Портера (Cole Porter), как - стоп! Срочно нужна перенастройка на угловатый, дисгармоничный речитатив под названием "It's Alright, Ma (I'm Only Bleeding)" авторства Боба Дилана. Только отдашь дань артистизму и вокальной технике, которые позволяют Велосо с таким вкусом петь поп-классику 60-х, например "Diana" Пола Анки (Paul Anka), или джазовые стандарты, скажем, "Sophisticated Lady" Дюка Эллингтона (Duke Ellington), как опять - картина "не ждали!" Каэтано Велосо, назвавший когда-то музыку Nirvana хламом, исполняет песню Курта Кобейна (Kurt Cobain) "Come as You Are". Не оставляя от оригинала ничего, кроме аккордной сетки и тревожной атмосферы.
Играть в американские горки приходится почти до самого конца. Не теряйте бдительности, когда вас убаюкают сладкой симфонической версией "Feelings" и трогательным воркованием в песне "Summertime" Джорджа и Иры Гершвина (George & Ira Gershwin). После меланхоличного дуэта голоса и гитары придется иметь дело с невообразимой какофонией и ломаным вокалом в треке "Detached", неизвестно каким ветром занесенным в эти пасторальные края. Все-таки быть "белым и пушистым" у артиста получается лучше, чем обличать политический строй или рвать на груди рубашку. Насколько органичней и уютней звучат композиции "Jamaica Farewell", "Something Good", "Blue Skies", версия а капелла "Love for Sale" - хоть бери и к ране прикладывай.
В смелости Каэтано Велосо не откажешь, вкуса и опыта ему тоже не занимать. И когда они совпадают с его темпераментом и выверенным амплуа, результатом можно только восхищаться. |