Гении - такие же люди, как и все остальные. Только гениальные. Они так же смертны, в чем со скорбью приходится убеждаться, так же любят хорошую компанию, о чем торжественно сообщает название альбома "Genius Loves Company", так же переживают сумрачные и светлые периоды, в которые рождаются их удачные и неудачные детища...
То, что "Genius Loves Company" по трагическому стечению обстоятельств оказался прощальным альбомом Рэя Чарльза (Ray Charles), по-особому фокусирует на нем внимание меломанов. Уже довольно долго, лет десять подряд, музыканту приходилось гораздо чаще выступать с концертами, чем работать в студии, и особенно активных периодов вдохновения он не переживал. Его последний альбом с новым материалом - "Strong Love Affair" - вышел еще в 1996 году. Операция на бедре, перенесенная в 2003 году, лишила 73-летнего артиста всякой возможности общаться с публикой. И этой вынужденной передышкой он воспользовался, чтобы осуществить давнишнюю мечту: "За свою карьеру я записывался со многими великолепными артистами, но мне так и не пришлось выпустить свой альбом дуэтов. Теперь самое время собрать в студии друзей, которых я очень люблю, и артистов, которыми я восхищаюсь, и спеть мои любимые песни". Музыкант закончил сведение записи незадолго до смерти в июне 2004 года - практически до последнего дня он был занят любимым делом.
Самая большая удача прощального релиза Рэя Чарльза - это действительно потрясающая, всем на зависть, звездная компания. Команда настоящих асов американского (и не только) блюза, джаза и ритм-н-блюза: Би Би Кинг (BB King), Элтон Джон (Elton John), Ван Моррисон (Van Morrison), Джеймс Тейлор (James Taylor); женский цветник: Нора Джонс (Norah Jones), Дайана Кролл (Diana Krall), Натали Коул (Natalie Cole), Бонни Райт (Bonnie Raitt) и другие. Еще один плюс сборника - репертуар: почти сплошь классика. Правда, классика того сорта, который дорог разве что самым преданным ценителям джаз-блюза, ритм-н-блюза и других блюзовых подвидов.
Безоговорочных хитов, которые будоражили воображение масс, немного: дуэт с Джоном "Sorry Seems to Be the Hardest Word", горячая "Fever" с Натали Коул, треки "It Was a Very Good Year" с Вилли Нельсоном (Willie Nelson) и "Crazy Love" с Моррисоном. Благодаря корректному продюсированию голоса вокалистов погружены в щадящее и пластичное окружение: несколько гитар, синтезатор, ритм-секция и при случае ненавязчивые струнные. Это та естественная среда, в которой рождались самые популярные записи Рэя Чарльза в 60-е - 70-е годы.
В альбоме, конечно, больше истории, чем сегодняшнего дня, это скорее ностальгическое возвращение к прошлому, чем дань современности. Диск "Genius Loves Company" не прибавляет к собранию сочинений Рэя Чарльза ничего нового, кроме самого факта осуществления давней мечты. И сам музыкант здесь по большей части напоминает ветерана, чьих былых заслуг никто не отрицает, но которому уже не хватает пороха идти в ногу со своими коллегами помоложе. Никакой энтузизм не может скрыть предательскую дрожь голоса и слабость голосовых связок.
Гении тоже люди. Только на их удачи и слабости публика реагирует с удесятеренным интересом. А альбом "Genius Loves Company" - вещь тихая и простая: это последняя страница очень сложной и, в общем, счастливой биографии, написанная человеком, окруженным дорогими ему людьми. |