Конечно, между географией и музыкой не существует прямых параллелей. Но в случае с Португалией ее окраинное положение на карте Европы вполне совпадает с более чем скромной ролью в формировании музыкального климата Старого Света. Поэтому даже самые именитые и долгоиграющие коллективы этой страны сохраняют инкогнито для большинства европейцев. Одна из таких темных лошадок - ансамбль Madredeus, поющий на родном португальском.
Квинтет появился в Лиссабоне еще в середине 80-х, а в 1987 году дебютировал с альбомом "Os Dias da Madredeus". Почти десять лет понадобилось, чтобы об ансамбле узнали европейцы, да и то окольным путем, при посредничестве германского режиссера Уима Уэндерса (Wim Wenders). Когда в планах Уэндерса появился фильм "Lisbon Story", съемки которого, конечно же, проходили в Лиссабоне, он был абсолютно уверен, что лучшего музыкального сопровождения, чем Madredeus, ему не найти.
Музыканты, написавшие отличный саундтрек к картине, так понравились режиссеру, что получили по небольшой роли в "Lisbon Story". Музыка к фильму вышла отдельным диском под названием "Ainda", который остается одной из вершин дискографии Madredeus, а для многих - единственным известным их релизом. И это несмотря на то что в каталоге ансамбля уже 11 студийных и концертных альбомов, причем довольно разных, охватывающих world music, европейский фольклор, современную электронику и эмбиент.
Попытка модернизировать свой стиль, которую группа предприняла на недавнем сборнике ремиксов "Electronico" (2002), с треском провалилась. Единственной наградой музыкантам стало привлечение к своему творчеству некоторого ограниченного числа поклонников электронной музыки. Правда, их внимание уже очень скоро угасло: в успешном скрещивании традиционной и компьютерной музыки ансамблю помешала одна особенность стиля Madredeus - отсутствие ударных. Потому любая попытка поймать их мелодии в жесткую ритмическую сетку выглядела откровенным насилием.
Родная стихия квинтета - португальская традиционная музыка, к которой они и вернулись в своей последней работе "Faluas Do Tejo". Нежный, уютный голос Терезы Салгуэйро (Teresa Salgueiro), словно знакомый с детства, сохранивший ретро-интонации 60-х и 70-х годов, абсолютно комфортно чувствует себя в компании трех гитаристов и клавишника (на этот раз группа обошлась без скрипки и губной гармошки, которые звучали в предыдущих записях). Основной автор всех композиций - классический гитарист Педро Айрес Магалес (Pedro Ayres Magalhаes), который, сохраняя верность отечественной песенной традиции, расширяет стилистический словарь ансамбля за счет элементов европейского фольклора, современной поп-баллады, легких поп-джазовых прикосновений.
Самый большой секрет этой маленькой компании в том, что у акустической гитары нет возраста, в умелых руках она остается вечно молодой. Гитарные проигрыши, сентиментальные, романтичные, ироничные, всегда стильные и изящные - это вполне самостоятельные эпизоды, виньетками украшающие большинство песенных сюжетов.
Не мягкотелые мелодии, не предсказуемые гармонии, а именно гитара - душа музыки Madredeus. Трижды одушевленная, она особенно беззащитна среди агрессивных музыкальных современников. Может, поэтому и хранить ее лучше вдали от шумных магистралей шоу-бизнеса, на географической и культурной периферии. |