Автор сценария: Лукас Мудиссон
Режиссёр: Лукас Мудиссон
Операторы: Малин Форнандер, Еспер Курландски, Лукас Мудиссон, Карл Страндлинд
Художники: Малин Форнандер, Еспер Курландски, Лукас Мудиссон, Карл Страндлинд
В ролях: Торстен Флинк, Бьёрн Альмрот, Санна Бродинг, Горан Марьянович
Швеция-Дания. 2004. 98 минут.
Многие наверняка удивятся по поводу подобного жанрового определения нового фильма 35-летнего шведского сценариста и режиссёра Лукаса Мудиссона, который приобрёл широкую известность, в принципе, эпатажной мелодрамой«Покажи мне любовь», где речь шла о возможной лесбийской любви двух девчонок из заштатного городишки.
И даже можно не без раздражения подумать, насколько низко пал и деградировал в своих плотских страстях окружающий мир, если всего лишь за шесть лет режиссёрская манера Мудиссона поменялась с более трогательной и подспудно нежной на совершенно безжалостную и отталкивающую. Хотя сочетание обеих стилистик следовало бы заметить ещё в ленте «Лиля навсегда», которая предшествовала «Дыре в моём сердце». Там юная русская девушка из Нарвы оказывалась своеобразной секс-рабыней в Швеции, удовлетворяя низменные комплексы пресыщенных буржуа, но как бы спасалась от скверны всего сущего ангелом-хранителем, явившимся с небес.
В какой-то степени схожий финал, буквально рифмующийся с прологом, есть и в «Дыре в моём сердце», где юноша по имени Эрик стремится выполнить пожелание чуть более старшей по возрасту Тэсс: «Закрой глаза и скажи мне, что ты видишь». Подразумевается, что остальное действие, находящееся между этими двумя точками экранного повествования, как раз и должно вызывать у нас обострённое желание зажмуриться и вообще не глядеть на происходящее - неприятное, мерзкое, гнусное. Зрители действительно оказываются в положении несчастного Эрика, вынужденного очевидца пьяных оргий и съёмок на дому любительского порнофильма, чем заняты его отец Рикард и приглашённые гости: Геко и упомянутая Тэсс.
И воздействие этих отвратительных сцен таково, что даже критики словно не замечают намеренной подмены в самых откровенных моментах: никаких человеческих гениталий и подлинных половых актов нет и в помине, а на экране представлены искусные муляжи и секс в исполнении кукол - почти как в американской анимационной картине «Отряд Америка: Всемирная полиция». Впрочем, это перемежается натуралистичными кадрами со вскрытой для хирургической операции грудной клеткой. А в завершение невыносимых безобразий герои довольно гадко жрут, потом вообще блюют изо рта в рот, что следует воспринимать в качестве издевательского парафраза типичных разглагольствований порномоделей на весьма интимную тему: сглатывают или выплёвывают они сперму при оральных контактах.
Вне всякого сомнения, Лукас Мудиссон хотел сделать беспощадную сатиру на современное западное общество, где подавленные мужские инстинкты и латентная гомосексуальность проявляются и в одном из самых доходных бизнесов на свете - в порноиндустрии, и в другом выгодном с точки зрения экономики преступном занятии - в развязывании войн. Однако в итоге-то он опять всё свёл к не очень-то вяжущейся с прежде поведанным трагически-романтической истории, как одной из потерянных и одиноких душ найти другую, родственную себе, если в беспросветных потёмках цивилизации лучше жить с закрытыми глазами. |