Россия. 2005. 85 минут.
Автор сценария: Катя Шагалова по собственной пьесе.
Режиссёр: Катя Шагалова.
Оператор: Евгений Синельников.
Художник: Маша Петрова.
В ролях: Николай Иванов, Елена Лядова, Мария Звонарёва, Елена Галибина, Сергей Качанов, Анжелика Неволина, Рустем Юскаев. Может быть, и не стоило, судя по ряду откликов с кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге относительно дебюта 29-летней Кати Шагаловой, дочери известного сценариста Александра Миндадзе, ждать от фильма «Собака Павлова» ничего особенного. Однако уже начальные сцены, снятые в коридорах какого-то большого и красивого, но довольно обшарпанного дома, производят, напротив, впечатление уверенной режиссуры. И эти торопливые разговоры на ходу между сотрудниками некой больницы и встреченными ими немного странными пациентами (потом подтверждается предположение, что действие происходит в своеобразном санатории для душевнобольных и психически неуравновешенных людей) отчасти могут напомнить чуть «сдвинутые по фазе» беседы персонажей Киры Муратовой.
Хотя сюжетная композиция в целом должна скорее вызвать в памяти аналогию с прославленной лентой «Кто-то полетел над гнездом кукушки» Милоша Формана по роману Кена Кизи или же с более современной американской картиной «Девушка, которой помешали» (у нас распространён не совсем точный перевод «Прерванная жизнь»). Но подобные сравнения даже на пользу «Собаке Павлова», таким образом получающей широкий культурный контекст, вне которого она будет восприниматься только как частная и всё-таки камерная история про двух молодых героев - Ксюшу и Макса, к счастью или же к несчастью полюбивших друг друга, несмотря на своё пребывание среди тех, у кого уж точно «крыша съехала».
И как раз достоинством всего поведанного Катей Шагаловой (сценарий написан ею на основе собственной пьесы 2000 года, то есть сочинённой в возрасте двадцати четырёх лет!) следует считать то, что затрагивается неразрешимая проблема нормальности и адекватности поведения человека, неопределимости тонкой границы между обострённой ранимостью восприятия мира и проявлениями больного рассудка. В конце концов, по эту сторону ворот, отделяющих условно сумасшедших от якобы здоровых в психическом плане, вполне могут оказаться и истеричная стерва Валерия, ещё молодящаяся мамаша Макса, и трусливо закомплексованный Николай, давний любовник главрача Ларисы Ивановны, а по далеко не случайному совпадению - и отец Ксюши.
Оба постарались упрятать свои «скелеты в шкафу», скрыть от посторонних словно материализовавшиеся собственные грехи, однако продолжают одержимо зависеть от так и не преодолённых страхов и вновь наведываться в этот закрытый пансион для блаженных, который, как ни парадоксально, выглядит чуть ли не приютом для страждущих и будто последним оазисом свободы в совершенно несвободной действительности. Кое-кто из критиков уже успел упрекнуть создателей «Собаки Павлова» (надо бы отдельно отметить, помимо актёров, которые отлично передают трагикомичность происходящего, неожиданно насыщенную по колориту, пусть и снятую на зимней натуре, операторскую работу всего лишь 24-летнего Евгения Синельникова, ученика Леонида Калашникова) в чересчур благостном финале. Хотя в прорыве за пределы искусственно навязанного существования в ограниченном пространстве есть естественный и закономерный выплеск молодой и на удивление жизнерадостной энергии тех, кто вроде бы готов свести счёты с жизнью.
И это желание опять оказаться на воле (даже если потом всё равно придётся возвращаться в «санаторий для психов») относится к безусловным свойствам человеческой натуры, не поддающейся ни принудительному лечению, ни трудотерапии, ни воспитанию условных рефлексов по Павлову. |