В 2007-м году валлийцы Stereophonics отпраздновали десятилетие своей студийной карьеры. Важность даты не оставляла музыкантам выбора - нужно было срочно думать о подарке. Выпуском концертного первенца «Live In Dakota» Келли Джонс и его команда убили сразу двух зайцев: рассчитались по юбилейным обязательствам и одновременно исполнили давнюю категорическую просьбу своих поклонников.
Записана пластинка, строго говоря, не в Дакоте. Но в выборе названия сыграли роль маркетинговые соображения: раз уж сингл «Dakota» стал первой повсеместно прозвучавшей по всему миру песней Stereophonics, то грех было не воспользоваться моментом - благо как раз в поддержку этой песни и альбома, куда она вошла, Stereophonics и гастролировали все лето 2005-го года. К тому же материал для «Live In Dakota» действительно записывался в ходе турне по Америке, поэтому небольшие отклонения от истины непринципиальны.
Отказавшись от идеи записать целиком какой-то единственный концерт, Stereophonics зафиксировали на пленку все выступления тура в надежде отобрать затем наиболее удачные версии песен. Только представьте себе объем материала, который пришлось перелопатить музыкантам! Однако Stereophonics всегда отличались усидчивостью и трудолюбием, так что процесс отбора наверняка не составил для них особого труда.
Любопытно, что при таком перфекционистском подходе бравые валлийцы напрочь отказались от «доводки» треков в студии - заявив, что хотят показать Stereophonics «такими, какие они есть на самом деле». Редкие группы так же хороши вживую, как и в записи - но Stereophonics как раз из этого числа. А вот как добиться сохранения концертной атмосферы в записи без очевидной потери качества - это уже другой вопрос, технический. Но и с ним Stereophonics справились на «ура!».
Троица из богом забытого провинциального городка на юге Уэльса активно гастролировала с момента рождения и за десять лет успела стать настоящими концертными асами - этот факт подтвержден батареей премий и призов, пылящихся на полке группы. Идея выпуска концертного альбома появилась у музыкантов уже давно, но воплотить ее до поры до времени никак не удавалось - не в последнюю очередь из-за скандального ухода барабанщика Стюарта Кейбла. Пока Stereophonics искали ему замену, пока присматривались к новому участнику - аргентинцу Хавьеру Вейлеру - много воды утекло. И только в 2005-м наконец, почувствовали, что подходящий момент настал.
«В ходе тура в поддержку «Sex.Language.Violence.Other?» мы находились на пике своей формы, - объяснял Келли Джонс. - Между нами установилось полное взаимопонимание, и мы могли исполнять любые песни из всех пяти альбомов. Это далеко не идеальная запись, но мне кажется, нам удалось передать энергетику наших выступлений - именно это важнее всего для концертного альбома».
«Live In Dakota» поместился на двух дисках, включивших в себя 20 песен общей продолжительностью около ста минут - как раз столько Stereophonics обычно и исполняют за один присест. В сет-листе оказались все лучшие хиты и концертные фавориты плюс один редкий би-сайд «Carrot Cake & Wine» времен дебютного альбома «Word Gets Around» (1997) и новая песня «Jayne» (довольно неплохая и очень драйвовая, но не оправдывающая покупки только из-за нее целого диска).
Начинавшие примерно в одно время с Oasis и Blur Джонс и его команда со временем отошли от брит-попа и переключились на приблюзованный рок-н-ролл стадионного разлива. Тем интереснее слушать новые вариации песен с первых альбомов группы - ныне они исполняются намного жестче и динамичнее (к примеру, «A Thousand Trees» и «Traffic» с «Word Gets Around» или «Hurry Up and Wait» с «Performance and Cocktails»). В «The Bartender& The Thief» музыканты лихо вплетают фрагмент «Ace Of Spades» Motorhead, ненавязчиво справляясь у публики о ее мнении по вопросу непреднамеренного плагиата. Концертная версия «Two Many Sandwiches» впечатляет своей экспрессией - трио музыкантов прекрасно чувствует «плечо» друг друга даже в моменты неистового джема. Легкая «Maybe Tomorrow» - главный хит альбома «You Gotta Go There To Come Back» - звучит в еще более облегченной версии: Келли исполняет ее в одиночку под одну лишь гитару.
Полуакустическая (в оригинале) «Mr. Writer» превращается в отчаянный блюзовый эпик, немалого колорита которому придает издевательские нотки в голосе Келли Джонса, обращающегося к неведомому «мистеру Писаке»: «ты даже не знаешь меня, но готов смешать с грязью».
Альбом «Sex.Language.Violence.Other?» стал обращением Stereophonics к сырому и непричесанному рок-н-роллу. Неудивительно, что треки из него составили большую часть сет-листа концертов тура. «Superman» и «Pedalpusher», «Deadhead» и «Devil» - все они создавались с расчетом на концертное исполнение, потому смотрятся наиболее выигрышно. Особенно «Devil» - эмоционального накала этой песни хватило бы, чтобы заставить вращаться маховики ветряных мельниц на всей территории какой-нибудь Голландии.
Большинство концертных альбомов предназначаются для узкого пользования и оседают исключительно в аудиотеках верных фэнов группы. «Live In Dakota» достоин большего - его можно порекомендовать всем любителям «живой» музыки. В случае с «Live In Dakota» это не только подарок на память фэнам о посещении концерта - это еще и солидная реклама. «Если вы никогда не были на наших концертах, возможно, теперь вы захотите посетить их», - пишет Келли Джонс на вкладыше к диску. Самонадеянно? Только не для Stereophonics. |