Крестовый поход против Napster, как известно, завершился полной и безоговорочной победой его врагов. Наименование Napster для большинства пользователей Интернета стало синонимом пиринговых сетей, а в глазах его гонителей — синонимом пиратства и незаконности.
Однако в скором времени это имя может быть опорочено ещё сильнее. Маркой Napster заинтересовалась испанская порноимперия...
Private Media Group, корпорация, функционирующая на рынке развлекательного контента для взрослых, обнародовала своё намерение перекупить Napster. И сделать из него... то же, чем он и являлся раньше — файлообменную сеть. Только вместо музыки там будут иные материалы, и получить доступ к ним удастся только за деньги.
История битвы американских звукозаписывающих компаний с сервисом Napster, через который в массовом порядке распространялись незаконные аудиозаписи, широко известна и полна скандалов.
Из-за неё наружу выползло кое-какое грязное бельё самих лейблов, которое они страстно хотели припрятать подальше. Авторитетные американские экономисты писали статьи в защиту Napster (а точнее, в порицание RIAA — Ассоциации звукозаписывающих компаний Америки). Простые пользователи во всём мире проникались левацкими идеями, а шум в прессе вздымался девятым валом после каждого громкого выступления руководства RIAA и так же быстро стихал.
А сами руководители RIAA как заводные повторяли одно и то же: пиратству бой! Дескать, оно причиняет музыкантам тягчайшие моральные и материальные страдания. И ещё один широко известный аргумент: без RIAA и продвигаемых ею способов защиты прав на интеллектуальную собственность никакой музыки в мире не останется.
И хотя, по меньшей мере, последний тезис выглядит бредом, все юридические баталии RIAA благополучнейшим образом выиграла. Napster был закрыт по решению суда.
Потом раскрученную марку Napster попытался перекупить один из его гонителей — корпорация Bertelsmann. Пока суд да дело, данная компания вложила в систему жизнеобеспечения Napster $85 миллионов, в надежде купить его потом за $8 миллионов. Но тут в лагере лейблов случились разброд и шатание. Несколько компаний потребовали не допустить этой сделки, и судья их требования удовлетворил.
Корпорация Bertelsmann потеряла большие деньги, а руководству остатков Napster пришлось объявить всем сотрудникам об их, грубо говоря, увольнении.
К 4-му сентября на входной странице Napster.com осталась только эмблема компании (кошачья голова в наушниках) и подпись: Здесь был Napster. Перед глазами пользователей, кликнувших на эмблему, представала аляповатая картинка, изображающая кошачью могилу с подписью \'Ded Kitty\'. Именно Ded, а не Dead. То есть, вроде и мёртвый, а вроде и нет.
Оказалось, что ещё, быть может, и не совсем мёртвый. По крайней мере, название может сохраниться. Зато эмблема теперь изменится наверняка.
Зачем Napster мог понадобиться производителям весёлых картинок из Private Media? Это вполне доступно объясняет её руководитель Чарльз Праст (Charles Prast):
Как и Голливуд, и звукозаписывающие компании, мы всё больше озабочены ростом количества нарушений в сфере прав на интеллектуальную собственность, наблюдаемых в файлообменных сетях. Приблизительно 35% всего контента, загружаемого с P2P-сетей, имеет статус для взрослых, а следовательно, неизбежно возникают проблемы, связанные с нарушением прав и доступом малолетних к материалам подобного рода.
Это индустрия, насчитывающая примерно 150 миллионов клиентов. Мы в Private Media осведомлены насчёт спаммерской деятельности других поставщиков взрослого контента, равно как и их мошенничеств, связанных с кредитными карточками, злоупотреблений персональной информацией и завышенных цен. Поэтому, используя мощь торговой марки Napster, мы собираемся создать сообщество, члены которого смогут распространять контент, поставляемый Private и нашими отраслевыми партнёрами.
В Private Media говорят, что цены будут приемлемыми.
Как относится руководство Napster ко всем этим затеям, пока неизвестно. Осмелимся предположить, что, скорей всего, предложение Private они одобрят: хоть какие-то деньги с некогда знаменитой марки надо же получить. Если, конечно, другие охотники до этого брэнда (а такие есть) не предложат больших сумм. Пока предложение Private оценивается в $2,4 миллиона, то есть, в три с лишним раза меньше того, что предлагал Bertelsmann.
Если же Napster всё-таки попадёт в распоряжение Private Media Group... Что ж, это будет означать, что в этом мире музыка — незаконная — является большим злом, нежели порнография — скрытая и абсолютно законная.
Ну и кроме того, в случае перехода под контроль Private Media, Napster придётся сменить логотип. Вероятно, наушники с кошачьей головы исчезнут, зато появятся широко разинутые глаза и высунутый язык.
Кстати, сейчас на Napster.com снова происходят какие-то работы: входная страница вся покрылась портняжьей разметкой. Сайт явно взялись перекраивать. |