Трагедия на пивном рок-фестивале в Тушине унесла восемнадцать жизней, более тридцати человек еще находятся в больницах.
Можно спорить, все ли возможное сделали городские власти, милиция и спецслужбы, с какой степенью профессионализма проводилась эвакуация. Можно говорить о моральном аспекте выступлений музыкантов, выходивших на сцену, уже зная, что случилось, и продолжавших концерт. Неоспоримо одно: количество жертв могло быть многократно больше. Попробуй успокоить разогретую пивом и музыкой толпу, заплатившую деньги и жаждущую зрелищ, если бы концерт прервали "по техническим причинам". Каждый из выступавших музыкантов пошел на компромисс - кто с организаторами, кто с собственной совестью… Как бы то ни было, но музыканты и спецслужбы - вместе - не допустили новых жертв.
Но самое кощунственное, циничное, оскорбляющее всех пострадавших и сочувствующих продолжение трагедии в Тушине случилось на следующий день - воскресным вечером на Первом телеканале.
Канал, который всю субботу 5 июля прерывал вещание для экстренных выпусков новостей, ставит в эфир запланированную телеверсию тушинского фестиваля, абсолютно "очищенную" от трагедии, версию, совершенно дико смонтированную, в которой под жарким июльским солнцем счастливая пьяная толпа отрывается под заводную музыку любимых рок-исполнителей. Ни одного слова, ни одного намека на то, что случилось днем ранее!
Такого позора давно не было на нашем ТВ. Вырезали малейшие намеки на происшедшее в словах артистов, выступавших после взрывов, вырезали все грустные песни, хоть как-то напоминавшие о трагедии.
Конечно, артисты, уже знавшие о трагедии, не рвали на себе рубашки. Но почему не показали плачущего Гарика Сукачева? Почему не вышли в эфир слова, которыми он завершил свое выступление: "В этот печальный день хочу вспомнить о том, что, когда в Брестской крепости погибал последний защитник, он написал на стене: "Я умираю, но не сдаюсь". Будем жить, победит любовь"?
"Ночные снайперы" полностью изменили список песен, которые должны были исполнить, и начали с траурной композиции "Звучи". Не оказалось ее в телеварианте.
В итоге получился этакий гладенький (хочется сказать: гаденький), веселенький концертик.
Да дело, в конце концов, не в том, что повырезали печальные песни и искренние слова. Вопрос: зачем вообще надо было показывать эти пляски на крови? Потому что трансляция фестиваля была заявлена заранее - и как же можно отойти от запланированной сетки, когда "уплочено"?
Один из телеменеджеров сказал: "Но жизнь-то продолжается…". Да, жизнь продолжается; но разве это повод плевать в душу родственникам погибших, музыкантам, чье участие в продолжении концерта было поступком, на который решился бы далеко не каждый из тех, кто гнал горькую правду с экрана.
Цинизм? Да. Но мало ли нас потчуют этим блюдом с экрана?
Равнодушие, тупосердие? И этим вряд ли кого удивишь сегодня.
Поздравим себя, господа, с тем, что на российское телевидение пришла - уже не крадучись, не таясь и не маскируясь, а вполне официально, твердой походкой надсмотрщика - Ее Величество Цензура.
Не так уж неожиданно это произошло. Сначала - легкое закручивание гаек на одном канале. Потом избавление от неугодного (ну, скажем, несимпатичного власти) менеджмента - на другом. Закрытие последнего независимого… Все это еще рядилось в какие-то приличные слова, оправдывалось причинами финансово-хозяйственного свойства, ни понять, ни оценить которые простой смертный телезритель не в состоянии.
Но цензорские ножницы, как и шило, в мешке не утаишь.
Когда телезрителей из якобы гуманных соображений ограждают от правды, то и дураку ясно: дело тут не в споре хозяйствующих субъектов. И если на всех каналах новости уже до тошноты одинаковые (первый сюжет - о протокольной встрече Путина с премьером, второй - о плановой поездке министра Грызлова по регионам), то это не потому, что хозяйствующие субъекты так договорились.
Нам просто говорят: все хорошо, спи спокойно - Большой Брат видит тебя.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ: Армен ГРИГОРЯН (лидер группы "Крематорий"):
- Я стоял за сценой и слушал группу "Король и шут". В финале их выступления раздался хлопок, который я посчитал пиротехническим завершением программы. Сразу после этого мы вышли на сцену, отыграли семь песен, и только потом, на последующей пресс-конференции, узнали о взрывах.
Мое мнение тогда было такое: надо срочно эвакуировать народ. Ведь могли быть повторные взрывы на поле, а с такой большой территории можно было постараться грамотно и оперативно всех эвакуировать. Большинство музыкантов, которые должны были выступить позже, думали так же. Это нормальная реакция - кощунственно устраивать танцы на гробах. И далеко не все хотели петь с осознанием того, что произошло. Организаторы звонили артистам домой и уговаривали приехать. Артисты выходили на сцену буквально под давлением, я знаю многих из них и потому могу говорить об этом. Хотя сейчас уже понимаешь, что раз больше ничего страшного не произошло, значит, милицейское руководство было на правильном пути, принимая решение продолжать фестиваль.
О том, хотим ли мы, чтобы телетрансляция состоялась, музыкантов никто не спрашивал. Телевизионщики вообще вели себя странно. После концерта мы пытались добиться от них того, чтобы в случае, если трансляция все-таки состоится, они поставили бы те песни, которые мы выберем сами. Более медленные и соответствующие трагическому моменту. Но сделать этого нам не дали.
Существует бумага для Российского авторского общества, которую после концерта заполняют музыканты. Туда вносятся названия песен, которые будут звучать в эфире. Заполнить бланк самим нам не дали, завалили своей словесной эквилибристикой и терминами, говорили, что не знают, как будет "лепиться" картинка, и так далее. В итоге мы просто сдавали пустые бланки. И в эфире появились совсем не те песни, о которых просили мы.
Заместитель Капника, директора "Сайленс-про", подтвердил лично мне, что по договору между каналом и организаторами фестиваля "Крылья" телевидение оставляет за собой право выбирать песни самостоятельно. И музыканты влиять на это решение не могут.
И вообще я считаю, что телеверсию показывать не стоило. Это было неэтично не только по отношению к родственникам погибших, но и ко всей стране. Теракт был спланирован исключительно против граждан России, иностранцев на фестивале не было. Смерть и музыкальный телеконцерт - несовместимые вещи, даже если перед началом трансляции была сказана пара слов.
Для чего это было сделано? Если бы деньги за эту трансляцию или за рекламу во время нее были перечислены в благотворительный фонд, тогда еще можно понять. Но, видимо, все дело в том, что никто не хотел терять денег. В любом случае во время трансляции должно было быть хотя бы упоминание о теракте и выражение соболезнований. |